Урок биологии в 10 классе "Решение генетических задач разной степени сложности"

Цель: обобщение знаний об основах наследственности и изменчивости и формирование практических навыков при решении разных типов генетических задач по генетике человека.

Задачи:

  • продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач;
  • развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, дигибридного, анализирующего скрещивания);
  • решение задач на группы крови.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: практикум.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

Ход урока

- Организационный момент.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния (для установления эмоционального контакта с классом).
- Фронтальная работа по воспроизведению и закреплению основных терминов и законов генетики.

- Решение генетических задач (коллективное обсуждение, индивидуальное оформление в тетради и на доске для закрепления навыков алгоритма оформления генетической задачи при ее решении).

Коллективное обсуждение ситуаций из жизни людей и их решение с применением знаний генетики

Задача 1

Группа крови и резус-фактор - аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, 1А, 1В. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. Первую группу (0) определяют рецессивные аллели i0, вторую группу (А) определяет доминантный аллель IА, третью группу (В) определяет доминантный аллель IВ, а четвертую (АВ) - два доминантных аллеля - IАIВ. Положительный резус-фактор (R) доминирует над отрицательным (r).

У отца третья группа крови и положительный резус (дигетерозигота), у матери вторая группа и положительный резус (дигомозигота). Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус-фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Таблица. Определение резус-фактора и группы крови плодаТаблица. Определение резус-фактора и группы крови плода

Задача 2. "Розовая мечта"

Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?

Задача 3
Одна из форм шизофрении наследуется как рецессивный признак. Определить вероятность рождения ребенка с шизофренией от здоровых родителей, если известно, что бабушка со стороны отца и дед со стороны матери страдали этими заболеваниями.

Задача 4
На суде женщина со второй группой крови утверждала, что мужчина Х является отцом ее ребенка. Насколько вероятно, что иск женщины будет удовлетворен, если у ребенка I группа крови, а у мужчины - IV?

Задача 5
В брак вступают кареглазый мужчина – правша, мать которого была голубоглазой левшой, и голубоглазая женщина – правша, отец которой был левшой.
Какова вероятность того, что у этой пары родится ребенок – левша? (в %)

Задача 6
У матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев трое детей, все - полидактилики (шестипалые). Каковы генотипы родителей и детей?

Задача 7
В консультацию обратилась женщина, планирующая родить ребенка. У нее резус – отрицательный, а у мужа – положительный.Определите, возможно ли рождение резус-положительного ребенка, если мать мужа была резус-отрицательная

Задача 8
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Рефлексия

  • В ходе решения задач мне было легко определить …
  • В ходе решения задач у меня возникли трудности ...
  • В ходе урока я для себя сделал(а) выводы ...

Домашнее задание

Ликвидация теоретических пробелов (индивидуальных), выявленных в ходе урока, решение задач по выбору.

Задачи для индивидуального решения

Задача 1
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с абсолютно здоровым мужчиной родился здоровый ребенок. Определите генотипы всех членов семьи.

Задача 2
У человека кареглазость – доминантный признак. В семье из 5 человек у отца и двух дочерей глаза голубые, а у матери и сына – карие. Определите генотипы членов семьи.

Задача 3
У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. От брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определить генотипы всех членов семьи.

Задача 4
Седая прядь волос у человека – доминантный признак. Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: задачи, биология, 10 класс