Викторина по литературе для 5 класса "Басни Ивана Крылова"

Цель: закрепить знания учащихся о творчестве Ивана Андреевича Крылова и его баснях, развить интерес к русской литературе и умение анализировать мораль произведений.

Задачи:

  • провести игру в форме викторины по басням И.А. Крылова;
  • проверить знание содержания и морали басен Крылова, умение определять героев и смысл произведения;
  • развивать внимание, память, логическое мышление и выразительное чтение;
  • воспитывать уважение к народной мудрости, заложенной в баснях, формировать нравственные ценности через примеры поведения героев.

Герои басен Ивана КрыловаГерои басен Ивана Крылова

Вопросы викторины

1. Назовите как можно больше басен Крылова.

2. Кому из басен принадлежат слова?

Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки! (Лисице из басни "Ворона и Лисица")

Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум... (Волку из басни "Волк на псарне")

Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой... (Стрекозе из басни "Стрекоза и Муравей")

Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите. (Мартышке из басни "Квартет")

В какой басне была такая мораль?

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок". ("Ворона и Лисица")

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука". ("Лебедь, Щука и Рак")

У сильного всегда бессильный виноват. ("Волк и Ягненок")

Кто про свои дела кричит всем без умо́лку,
В том, верно, мало толку,
Кто де́лов истинно, - тих часто на словах.

Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму. ("Две бочки")

4. Расставьте части басни в верном порядке.

а) "Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".

б) "Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".

в) Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

г) Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

д) "Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".

(Ответ: в, б, а, д, г)

5. Кто скрывается за образами Ловчего и Волка в басне "Волк на псарне"?
(Наполеон и Кутузов)

6. Что такое овчарня?
(из басни "Волк на псарне")

7. Кто из зверей не является героем басни "Квартет": Мартышка, Лев, Осел, Козел?
(Лев)

8. Сколько скрипок было у животных в басне "Квартет"?
(Ответ: 2)

9. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: "Свинья под дубом": жадность, трусость, невежество или лень?
(невежество)

10. Прочитать "Стрекоза и Муравей" в 3 вариантах: М - справедливый, С - наглая, легкомысленная; М - злой, жестокий, С - жалкая; М - жестокий, С - жалкая.

Стрекоза уж не поет…
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!" -
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -

Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило". -
"А, так ты..." - "Я без души
Лето целое все пела". -

"Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!"

11. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?
(везти воз с поклажей)

12. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня?
(Ответ: была ночь и он перепутал строения)

13. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час?
(виноград)

14. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками: Профессор, Вол, Мартышка, Моська?
(мартышка)

Размер:
16 Kb
Скачали:
20

Метки к статье: викторина, литература, 5 класс