Цель: закрепить знания учащихся о творчестве Ивана Андреевича Крылова и его баснях, развить интерес к русской литературе и умение анализировать мораль произведений.
Задачи:
1. Назовите как можно больше басен Крылова.
2. Кому из басен принадлежат слова?
Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки! (Лисице из басни "Ворона и Лисица")
Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум... (Волку из басни "Волк на псарне")
Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой... (Стрекозе из басни "Стрекоза и Муравей")
Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите. (Мартышке из басни "Квартет")
В какой басне была такая мораль?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок". ("Ворона и Лисица")
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука". ("Лебедь, Щука и Рак")
У сильного всегда бессильный виноват. ("Волк и Ягненок")
Кто про свои дела кричит всем без умо́лку,
В том, верно, мало толку,
Кто де́лов истинно, - тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепку думу
Без шуму. ("Две бочки")
4. Расставьте части басни в верном порядке.
а) "Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
б) "Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
в) Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
г) Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
д) "Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
(Ответ: в, б, а, д, г)
5. Кто скрывается за образами Ловчего и Волка в басне "Волк на псарне"?
(Наполеон и Кутузов)
6. Что такое овчарня?
(из басни "Волк на псарне")
7. Кто из зверей не является героем басни "Квартет": Мартышка, Лев, Осел, Козел?
(Лев)
8. Сколько скрипок было у животных в басне "Квартет"?
(Ответ: 2)
9. Какой из четырех человеческих недостатков высмеивал И. Крылов в басне: "Свинья под дубом": жадность, трусость, невежество или лень?
(невежество)
10. Прочитать "Стрекоза и Муравей" в 3 вариантах: М - справедливый, С - наглая, легкомысленная; М - злой, жестокий, С - жалкая; М - жестокий, С - жалкая.
Стрекоза уж не поет…
К Муравью ползет она:
"Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!" -
"Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?" -
Говорит ей Муравей.
"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило". -
"А, так ты..." - "Я без души
Лето целое все пела". -
"Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!"
11. Какое общее дело хотели сделать Щука, Лебедь и Рак?
(везти воз с поклажей)
12. Как случилось, что волк попал на псарню, хотя ему нужна была овчарня?
(Ответ: была ночь и он перепутал строения)
13. Что так и не смогла достать лиса в саду, подпрыгивая целый час?
(виноград)
14. Кто в басне И. А. Крылова не знал, что делать с очками: Профессор, Вол, Мартышка, Моська?
(мартышка)