Внеурочное мероприятие ко дню экологии "4 стихии"

Категория обучающихся: 5-7 класс, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

  • привитие навыка сортировки мусора;
  • побуждение к заботе о природе и ее обитателях;
  • формирование представлений о необходимости сохранения окружающей природы.

Оборудование: интерактивная презентация, ноутбук (компьютер), проектор.

Ход мероприятия

Учитель: Сегодня наше занятие мы начнем с зарядки для ума! Нам необходимо разгадать головоломки, которые называются Ребусы.

Ребус – это загадка, состоящая из сочетания букв, слов, цифр, картинок и знаков препинания. В каждом ребусе зашифровано одно слово. Итак, ребус.

На экран по очереди выводятся ребусы. После отгадки на экране появляется соответствующее изображение. С помощью учителя ученики отгадывают слова Вода, Огонь, Земля, Воздух)

Ребусы: Вода, Огонь, Земля, ВоздухРебусы: Вода, Огонь, Земля, Воздух

- Посмотрите внимательно на экран. (Yа слайде размещаются все 4 изображения сразу)
- Давайте еще раз повторим слова, которые мы угадали. (Вода, огонь, земля, воздух)
- Верно. Все вместе – это природа. Вся природа делится на два вида. Кто сможет их назвать? (Ответы учащихся)

- Есть живая и неживая природа. Как вы думаете, на экране составляющие живой или неживой природы? (На экране неживая природа)
- Правильно! Нас окружают 4 стихии: вода, воздух, земля, огонь.
- Они же являются неживой природой, которая существует вместе с живой. (На экране слайд с изображениями стихий, а в центре живая природа)

- Напомню вам, что Природа – это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Природа бывает живая и неживая.
- Живая природа (изображена в центре) – это то, что растет, дышит и производит себе подобных.
- А неживая – не растет, не дышит, не производит себе подобных. Давайте порассуждаем как взаимосвязаны между собой живая и неживая природа.

Учитель: А кого еще не хватает в центре – там, где изображена живая природа? (Человека. Если затрудняются, то задаем наводящий вопрос "А мы с вами являемся частью природы? Живой или неживой?")

- Молодцы! А как Вы думаете, может ли человек жить без природы? Почему? А может ли природа существовать без человека?
- Послушайте одну историю. Жила-была природа. И была у Природы плодородная земля, на которой простирались луга и леса.

- И было у природы этих лесов множество; в них обитали птицы и звери. Они резвились на полянах и охотились. И был у природы чистейший воздух, которым дышали эти птицы и звери.
- И была у Природы прозрачнейшая вода, которая питала леса и луга, и в которой плавали рыбы и другие живые существа.

- Но однажды в Природу пришел человек. Построил фабрики, заводы, дома, дороги. Места для жизни ему не хватило. Стал тогда человек вырубать лес, разжигать костры и огонь погубил лес.
- Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки и лесные озера. Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей отравили воздух. Отдыхающие загрязнили природу леса мусором.

- Негде стало жить бедным животным, ушли они далеко из нашего леса. Остался лес один. Какая проблема возникла в моей истории? (Человек разрушил жизнь Природы)
- К сожалению, это так. А ведь это была не просто какая-то моя выдуманная история, а вполне реальная ситуация.
- Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно охранять, оберегать, строить. Каждый человек своими действиями должен сохранять Природу, а не разрушать ее.

- Обратите внимание на экран. (Слайд с буквами вразброс Экология)
- Здесь спряталось слово. Буквы разбежались, а некоторые из них даже перевернулись. Какое слово здесь спрятано? (экология)

- Молодцы! Экология – это наука о взаимосвязи живой и неживой природы. И, прежде всего, о взаимодействии именно Человека с окружающей его средой.
- Чтобы знать, как защитить нашу Природу, необходимо понимать, что именно мы делаем не так, какими именно действиями человек разрушает Природу.
- Помните наши 4 стихии, угаданные Вами в начале урока? (Да! Вода, огонь, земля, воздух)

Физминутка

Учитель: О взаимодействии человека с каждой из этих стихий мы будем говорить далее. Но прежде я предлагаю размяться.
- Встаем рядом с партами. Сейчас мы поиграем в игру "4 стихии".

- Если я произношу слово Земля, то вы наклоняетесь, касаясь ладонями пола, как бы трогая землю; если слово Огонь, то руки вперед, кисти понимаем и шевелим пальцами, словно это пламя; если Воздух, то вы дуете; если Вода, то вы говорите "буль-буль". Будьте внимательны! (Можно произнести слово, отличное от этих 4х, например, "дерево" и посмотреть на реакцию детей)

- Молодцы! Присаживайтесь. Итак, первая стихия о которой мы поговорим более подробно – Земля. Давайте поразмышляем – как же человек влияет на землю. (Ученики выдвигают свои предположения)

- Каждый из вас ежедневно сталкивается с мусором. Обертки от конфет, жвачки, использованные ручки и фломастеры, сломанные вещи. Сколько же разлагается мусор в природе?
- Бумага – 3 года, изделия из ткани – 3 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, пластмасса – 500 лет, стекло – 1000 лет.

- Посмотрите какие свалки в лесах делают люди. Весь этот мусор – отходы, с которыми надо что-то делать. Как помочь нашей планете бороться с мусором, которого каждый день становится все больше?

- Один из способов – раздельный сбор мусора и его последующая переработка. При раздельном сборе мусора, наши отходы получают вторую жизнь. Что же такое раздельный сбор мусора? Обратите внимание на экран. (Слайд с разноцветными баками с маркировкой отходов)

- Во дворах в специально отведенных местах стоят не просто мусорные контейнеры, а разноцветные баки.
- Красный бак предназначен для битого стекла, синий – для бумаги, желтый – для пластиковых предметов, а зеленый – для пищевых отходов. Чтобы не запоминать цвета, на баки наносят соответствующие изображения.

- Давайте потренируемся с Вами сортировать мусор. (Последнее изображение с подвохом. Ученики должны догадаться, что здесь мусор не сортирован)
- Молодцы! Так что же должен делать Человек, чтобы сохранить такую стихию, как Земля? (Не мусорить где попало и учить не мусорить других, сортировать отходы)
- Правильно! Посмотрите на Землю со стороны. Какого цвета на ней больше? (Голубого)

- Голубой цвет – это вода. Много у нас воды? (Много)
- Раз воды много, можно ее не беречь? (Нет, воду надо беречь всегда)

- Да, воды-то много. Но не всю воду может употреблять человек, животные и растения для своей жизни. Для живых существ пригодна только пресная вода. Почти вся вода, которую вы тут видите в океанах и морях, соленая.

- Пресной же воды очень мало, всего 3% от общего водного пространства.
- Необходимый источник жизни – воду, загрязняет и губит человек. Каждый день в реки, озера и моря устремляются потоки сточных вод, мутных и ядовитых.

- То и дело мы узнаем о новых, губящих морскую живность нефтяных катастрофах и не менее ужасных последствиях кислотных дождей. Страшно, что один из самых драгоценных ресурсов планеты - вода может быть отравлен окончательно.

- Чтобы сберечь водные ресурсы необходимо: строить очистные сооружения, строить предприятия, где нет сточных вод, запретить сброс неочищенных сточных вод, экономить воду на производстве и в быту, создавать водоохраны зоны, прилегающие к водоемам.

- А что можем сделать лично мы с Вами, чтобы сберечь запасы пресной воды? (Не бросать мусор. Экономить дома воду. Для полива растений использовать воду повторно. Не мыть машины около водоемов)

- Отлично! Давайте посмотрим, как именно можно сэкономить воду дома. На экране Вы увидите картинки. Попробуйте по картинкам угадать, что можно сделать для экономии воды дома. (Сперва появляется изображение, потом после ответа – подпись с действиями)
- Следующая наша стихия – Вохдух. Давайте посмотрим видеосюжет "Воздух и его охрана".
- Ребята, так как же мы можем сберечь наш воздух? (Не жечь мусор. Сажать деревья. Устанавливать фильтры на фабриках и заводах. Использовать экологичный транспорт)

- Молодцы! В этом видео, кстати, говорилось о последней нашей стихии – об Огне. Что Вы запомнили? (Нельзя жечь костры в неположенных местах, особенно в лесу)
- Верно! Огонь очень коварен. Как мы уже знаем, леса очень важны для сбережения нашего воздуха. А лесные пожары губят леса и животных, которые в них живут. Посмотрите на экран.

- 72 пожара из 100 происходят по вине человека! Кто-то обронил в лесу спичку или не погасил разведенный костер.
- Сперва маленький, тлеющий, но потом разрастается до огненной стены во все небо.

- Зажигать огонь без взрослых нельзя нигде и никогда – ни в лесу, ни дома, иначе может случиться несчастье.
- Что Вы будете делать, если увидите, что где-то начался пожар? (Немедленно сообщить об этом взрослым. Позвонить 01 или 112)

- Умнички! Сперва информируем взрослых. Если нет возможности этого сделать, то звоним 01 или 112. Четко объясняем, что случилось. Называем фамилию. Называем точный адрес. Называем причину вызова. (что горит)

Итог мероприятия

- Итак, ребята! Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги.
- Люди часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение.

- У природы, итак, немало врагов – это стихийные бедствия: ураганы, засуха, морозы, землетрясения, наводнения. Разрушения продолжаются, и их наносит человек.
- Для того, чтобы люди не забывали, что живут в одном общем доме под названием ЗЕМЛЯ, экологи придумали прекрасный праздник – День Земли.

- Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля.
- Сделай планету чище – начни с себя!

Размер:
45.67 Kb
Скачали:
16