Статья для старших дошкольников с экологической направленностьюна тему "Мир вокруг нас" (неживая природа)

Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности и ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим людямю

Где ребенок начинает задумываться о том, что вокруг него. И возникает много любопытных вопросов: Что такое солнце, откуда дует ветер, почему снег белый, кто такие насекомые и где живут звери и многие другие. На основе этого формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности.

С самого рождения ребенка окружают различные явления неживой природы: летним днем он видит солнце и ощущает теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрит на луну, темное небо в звездах, чувствует, как мороз пощипывает щеки ...

Собирает камни, рисует на асфальте мелом, играет с песком и водой. Предметы и явления неживой природы входят в его жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Дети должны понять, что в природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой.

Поэтом у очень важно начать знакомить детей постепенно с неживой природой, закрепляя их особенностях и различии. Для этого можем предложить игры – мимоходом, которые помогут совершать не только интересные прогулки, путешествия, но и познавательные.

"Кто больше назовет слов неживой природы"

Взрослый, прогуливаясь по дороге с ребенком, оглядываясь вокруг, называет 1 слова, что можно отнести к неживой природе и почему. Малыш повторяет эти слова, добавляя 1 свое слова. Затем, например, мама, повторяет свое слово и ребенка, и называет еще одно слово, а ребенок так же, как в первый раз повторяет мамино, свое, снова мамино и затем говорит свое и так д. Побеждает тот, кто последним скажет слово неживой природы.

"Из чего я состою"

Взрослый называет свойство неживой природы, например: жидкое. А ребенок должен назвать объект неживой природы, имеющий такое свойство (вода). Далее взрослый говорит – твердый, ребенок (лед, камень) и т.д.

"Перевертыши"

Взрослый называет свойства неживой природы – жидкое, а ребенок противоположное – твердое. Взрослый – прозрачное (воздух), ребенок – непрозрачное – земля. Взрослый горячее – солнце, ребенок – холодное – лед и т.д.

"Высоко, низко"

Взрослый называет объекты находящиеся высоко (луна, горы…), а ребенок низко (песок, камень вода…). Можно наоборот, дать ребенку выбор в игре.

"Хорошо-плохо"

Взрослый говорит: Дождь идет, это хорошо - почему?
Он поливает растения, освежает воздух. Ребенок отвечает: дождь - это плохо, почему? Нельзя гулять.

Взрослый говорит: Снег идет – это хорошо, почему?
Можно лепить снежки, снеговика. Ребенок отвечает: снег идет – это плохо, почему? Дороги заметет.
И так можно придумать много вариантов игры.

"Для чего что нужно"

Взрослый называет объект неживой природы, например: солнце. Малыш рассказывает для чего оно нужно (греет землю, помогает расти растениям…)
Затем ребенок называет объект (дождь) а взрослый отвечает зачем он нужен (поливает растения, освежает воздух кислородом) и так далее.

"Украшения"

Для поддержания интереса к неживой природе можно предложить изготовить украшения, сувениры для друзей или родных.
Еще можно создать небольшую мастерскую и изготовить украшения из камней. Ребенок может подарить его знакомым на память, украсить свою комнату или создать коллекцию украшений.

Такое общение с ребенком поможет расширить кругозор его, обогатить знания о неживой природе. Другими глазами посмотреть на этот мир, который создан не человеком, а самой природой.

Размер:
13.8 Kb
Скачали:
2