Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса "В мире чудес"

Цель:

  • формирование интереса к изучению химии, ориентирование учащихся к выбору профессии, связанной с химией;
  • воспитывать любовь к изучению предмета.

Ход меропрятия

Современный мир разнообразный и загадочный. Наука раскрывает его тайны. Одно из ведущих мест в этом занимает химия. Она изучает вещества, их превращения и разнообразные явления, которые сопровождают эти превращения.

Возникла химия в Древнем Египте. Тайнами священного искусства владела каста жрецов. Они были настолько всесильными, что их побаивались даже фараоны.

В храмах египетские жрецы, кроме богослужения, занимались также политикой и науками: астрономией, медициной, математикой. Они с большой точностью предсказывали солнечные затмения, изменения погоды, проводили сложные расчеты по постройке пирамид и других сооружений.

Успешно развивалось в Египте и химическое ремесло. Найденный жрецами способ бальзамирования трупов ( мумификация) и до сих пор вызывает удивление и восхищение. До наших дней прекрасно сохранилось много египетских мумий и среди них всемирно известная мумия 18-летнего фараона Тутанхамона.

Жрецы владели секретом изготовления косметических препаратов, лекарств, а также, сильнодействующих отравляющих ядов, которыми они сводили в могилу своих противников.

В тайных лабораториях храмов Озириса и Изиды жрецы разрабатывали способы подделки драгоценных камней и золота. Свои знания по химии жрецы использовали для того, чтобы одурманивать верующих, проделывая различные "чудеса". Сейчас я покажу вам некоторые из них.

Химия - наука, умеющая творить чудеса. И, как всякая наука, она требует к себе серьезного, ответственного отношения.

Нет дыма без огня -
Всяк поговорку эту знает,
Но мы докажем всем, друзья,
Что в жизни всякое бывает.

Опыт 1. "Дым без огня"

Пословица "Нет дыма без огня" сопровождается некоторыми химическими реакциями:

  • если смешать в колбе при комнатной температуре NH3 и HCl, то сейчас же появится белый дым;
  • в большую колбу насыпать К2СО3, чтобы покрыть ее дно ровным слоем и аккуратно прилить 25% раствор NH3, чтобы он его смочил.

Потом в колбу медленно прилить немного концентрированного HCl. Произойдет выделение густого белого дыма, который будет выходить из колбы, стекать по ее стенкам и по поверхности стола. Это NH4Cl.

Ребята, а вы знаете, кто такой Д.И. Менделеев? (ответы учащихся)
Верно, это великий русский химик, очень разносторонний человек: он и химик, и физик, и геолог. У него очень много научных работ - 491. И еще он любил литературу, живопись.

По средам у него в квартире собирались ученые, поэты, художники, писатели. Они спорили о науке, литературе, искусстве. Для разрядки подчас серьезной обстановки Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации.

Однажды Менделеев объявил, что соберет в стеклянную закрытую банку папиросный дым. Когда Репин закурил папиросу и выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе.
К удивлению присутствующих, банка действительно наполнилась дымом. Как это могло случится?

Ключик сунем в купорос,
Вот так чудо - золотом оброс. (гвоздь в раствор CuSo4)

Есть чистюли среди вас?
Носовой платочек кто нам даст?
Мы с ним опыт проведем -
И обратно вам вернем.

Обмакнем его в этой чашке первый раз,
Во второй раз обмакнем,
А теперь его зажжем.
Пламя вьется и искрит,
А платок-то не горит.

Опыт 2. "Несгораемый платочек"

Смачиваю платок Н2О, потом ацетоном и зажигаю.

Ночью или утром рано
Спали горожане.
Вдруг из кратера вулкана
Показалось пламя.

Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Так под лавой и под пеплом
Погиб город славный,
Покажем, как сумеем,
Гибель города Помпея. (Демонстрирую иллюстрацию картины Брюллова "Последний день Помпеи")

Опыт 3. "Извержение вулкана"

На асбестовую пластину горкой насыпаю 2 чайные ложки (NH4)2Cr2O7. Стеклянную палочку нагреваю над спиртовкой и вставляю ее в самую середину горки. После начала реакции палочку вынимаю.

Происходит выброс зеленого порошка с воспламенением. Это по внешнему виду напоминает извержение миниатюрного вулкана. Эффект можно усилить, если смешать с небольшим количеством опилок металлического магния.

Мы еще не то умеем, вот сейчас полезут змеи
Страшные, кусачие, от страха не заплачете?
Не боитесь? Ну,смотрите, не все сразу - подождите.
Чтобы змеек посмотреть, нужно хорошо прогреть.

Опыт 4. "Фараоновы змеи"

2 столовые ложки NAHCO3 и сахарной пудры смешать. На подставку сыплю песок бугром, ложечкой применяю бугорок, беру 10 см3 изопропанола, поливаю бугорок, насыпаю смесь соды с сахарной пудрой и поджигаю.

Вот еще одно развлечение: кто даст руку на отсечение?
Жалко руку для отсечения?
Тогда нужен больной для лечения.
Оперируем без боли,

Правда, будет много крови.
При каждой операции
Нужна стерилизация.
Помогите, ассистент. Дайте нож!

Один момент:
Йодом смочим мы обильно,
Чтобы было все стерильно.

Не вертитесь, пациент,
Нож подайте, ассистент.
Посмотрите, прямо струйкой

Кровь течет, а не вода.
Но сейчас мы вытрем руку,
От разреза - ни следа.

Опыт 5. "Исцеление раны"

Одному из учеников протираю руку ваткой, смоченной раствором FeCl3 (йодом), затем беру тупой нож, опускаю будто-бы для дезинфекции в раствор KSNS и провожу по руке, обработанной FeCl3.В этом месте мгновенно появляется "кровяная полоса".

Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем тампоном ваты, смоченным раствором NaF, провожу по "порезу". "Рана" мгновенно исчезает.

Вот примерно такие и другие "чудеса" проводили жрецы в храмах, удивляя и завораживая прихожан. А сейчас я получу "молоко" и "красное вино" и превращу их снова в воду.

Опыт 6.

К щелочи приливаю раствор фенолфталеина. Раствор становится красным, приливаю раствор HCl - окраска исчезает. К раствору хлорида кальция приливаем раствор карбоната натрия –появляется белый осадок похожий на молоко. Приливаю соляную кислоту- осадок исчезает.

Опыт 7. "Желтый огонь"

Конец медной проволоки сначала смочить водой, опустить в пищевую соду и в пламя спиртовки (желтое), а другую в НСL, а затем в пламя спиртовки (зеленое).

Опыт 8. "Марганцовка и глицерин. Воспламенение"

Насыпаем в салфетку перманганат калия и смачиваем глицерином. Сворачиваем салфетку и ждем. Происходит воспламенение.
Как вы думаете, можно ли зажечь костер без спичек? А я сейчас это сделаю.

Опыт 9. "Низведение огня с неба"

На железный лист кладут несколько кристалликов КМnО4 и смачивают конец Н2SО4. Вокруг накладывают щепки, чтобы они касались смеси. Смачиваю спиртом кусочек ваты и незаметно сжимаю его между пальцами. "Костер" моментально загорится.

Загадки
Сапоги мои того,
Пропускают... 2О)

На суку сидит сова,
Выдыхает... (СО2)

Удивить готов он нас -
Он и уголь, и алмаз.
Он в карандашах сидит,

Потому, что он - графит.
Грамотный народ поймет
То, что это ... (углерод)

В чем горят дрова и газ-
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час.
Без чего мертва природа?
Правильно, без ... (кислорода)

В воздухе он главный газ
Окружает всюду нас,
Угасает жизнь растений

Без него, без удобрений…
В наших клеточках живет
Важный элемент... (азот)

Ребята, я вам рассказала и показала лишь малую толику того, что может химия. Для того, чтобы полнее и глубже понять окружающий мир, химические явления, надо изучать предмет.

Итак, мы приоткрыли завесу над удивительными тайнами замечательной науки - химии. Я думаю вас не оставило равнодушными это мероприятие. Вам было интересно?

А закончить я хотела бы стихами...

Спасибо химия за то,
Что ты - реальнейшее чудо,
Что ты - наука, не причуда,
Там жизни нет, где ты – ничто.
Спасибо химия за все!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!