Домашний эксперимент в изучении физики

Природу изучает ряд наук – физика, биология, химия и др. Предмет "Физика" в общеобразовательных учреждениях начинают изучать с 7 класса.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, в качестве учебного предмета в школе вносит очень важный вклад в систему знаний об окружающем нас мире.

Целью изучения предмета физика является открытие и изучение законов природы, а затем использовать их для удовлетворения практических нужд человеческого общества. В процессе изучения физики следует уделять не только передаче готовых знаний, а научить детей искать эти знания самостоятельно, проявлять интерес в познании мира, сложных физических процессов, уметь применить эти знания на практике и в повседневной жизни.

На этом основывается деятельностный подход – осуществляемый через деятельность учащихся, и направленный на становлении личности, компетентной во всех отношениях.
В современном мире, несмотря на большой спрос знаний в различных областях физической науки, по ряду предметам, в частности физика, происходит сокращение учебных часов. В общеобразовательной школе один, два часа в неделю на изучение физики.

Вот здесь на преодоление проблем и приходит применение деятельностного подхода на уроках физики:

  • моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
  • использование активных и интерактивных методик;
  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности.

Во время урока ученикам дается возможность выдвинуть гипотезу, дать ей научное обоснование и затем проверить на опытах. Таким образом у учащихся накапливается опыт индивидуальной ответственности, работе в коллективе. При анализе своей деятельности, ученики дисциплинируют себя, наталкивает на новые эксперименты и опыты, повышает к школьному предмету.

Для проведения полноценного физического эксперимента, как демонстрационного, так и фронтального необходимо в достаточном количестве соответствующее оборудование. В настоящее время наша школьная лаборатория по физике очень слабо оснащена приборами по физике и учебно-наглядными пособиями для проведения демонстрационных и фронтальных лабораторных работ.

Имеются приборы и оборудования только для 7-8 классов, причем не на все практические работы. Имеющееся оборудование не только пришло в негодность, оно также морально устарело и имеется в недостаточном количестве.

Много педагогов ежедневно испытывают в работе ряд затруднений, которые надо всегда учитывать. Например, учитель с небольшим стажем работы, только начинающий свою педагогическую деятельность.

Исходя из всего вышеперечисленного, для педагога очень важно заполучить интерес у учащихся, важно с каким настроением они придут на урок, а еще важнее, как и с чем они уходят с урока. Конечно, постоянно владеть ситуацией и заряжать сознание школьника незатухающим интересом очень сложно, тем более в наше время, время ноутбуков и планшетов.

Любая тема урока требует детальной разработки. Урок должен быть понятным, чтобы главный смысл изучаемого материала сохранился в памяти на долгие годы, закрепить эти знания примерами из повседневной жизни

Поэтому, чтобы запомнить и понять смысл написанного в учебнике, с этой целью эффективно будет использовать эксперименты, которые можно проделать в домашних условиях.
Эти эксперименты, во-первых должны быть доступными, т.е. не нужно использовать специальное оборудование, во-вторых эксперимент должен быть безопасным для окружающих.

Физический эксперимент в домашних условияхФизический эксперимент в домашних условиях

Важность проделанной работы проявляется в выводах, укрепляет уверенность в пользе изучения предмета, а также применение знаний на практике. Зачастую, ученики 7 класса с таким нетерпением ожидают урок физики, в особенности, лабораторную работу. Поэтому важно на начальном этапе изучения предмета не потерять интерес учеников к этому предмету, обсуждать каждый опыт.

Например, тема "плавление и отвердевание", в классе некоторые ученики не отрывают взгляда от горящей свечи, как при долгом удержании в руке " лед льет слезы", вроде как и дома они сталкиваются с этими явлениями. Вода, всегда объект широкого изучения и в физике. Большой интерес у ребят вызывает поиск ответов на вопрос: например, почему зимой можно поскользнуться, почему тары из-под дезодорантов нельзя кидать в огонь и т.д.?

Зная ответ, что может произойти, любой из учеников воспользуется этими знаниями на практике. Применение простых физических опытов в изучении физики, дает возможность детям найти самим ответ на поставленный вопрос, дает уверенность и силы в приобретении новых знаний.

кспериментальные задачи я включаю в домашние задания. Задавая эксперимент на дом, мы обучаем школьников умению самостоятельно пополнять знания. Это один из самых педагогически эффективных и интересных для учащихся приемов самостоятельной работы. При выполнении опытов обучающиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода.

Заключение

Уроки без практических работ неинтересны, т.к. не используется связанная с экспериментом возможность вовлечения учащихся в активный познавательный процесс. В связи с этим, практические задания по некоторым темам задаются на дом, но при условии возможности выполнения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, физика