Фрагмент внеурочного занятия по теме "Воздух глазами химика, физика, биолога"

В соответствии требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности.

Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования, направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.

С позиций метапредметности важно показать школьникам младшего и среднего звена всесторонний подход к изучению таких объектов, как воздух, вода, энергия, вещество. Исходя из вышеизложенного, мы с коллегами по лицею разработали несколько внеурочных занятии по данной теме. И я хочу предоставить фрагмент одного из наших занятий. Эти занятия позволят ученикам младшего и среднего звена школы рассмотреть воздух с 3-х точек зрения на него.

Эти внеурочные занятия имеют в основе практическую направленность. Учитель демонстрирует и учит эксперименту, у учеников есть возможность проделать его самостоятельно.

Практическая значимость занятий заключается в том, что разработанные нами материалы помогут в подготовке внеурочных занятий школьников младшего и среднего звена
Социальная значимость заключается в возможности продолжать развитие метапредметных компетенций у школьников.

Фрагмент материала для внеурочной деятельности по разделу "Воздух глазами химика"

При слове "воздух" большинству из нас невольно приходит на ум, быть может, несколько наивное сопоставление: воздух - это, чем мы дышим. Действительно в этимологическом словаре русского языка указывается, что слово "воздух" заимствовано из церковно-славянского языка: "воздыхать". Воздух - естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу.

Что же такое воздух глазами химика?

Много сил, терпения и труда потребовалось ученым, чтобы раскрыть загадку природы, что воздух - не самостоятельное вещество, как считалось более 200 лет тому назад, а сложная смесь газов.

Впервые высказался о сложном составе воздуха ученый - художник Леонардо да Винчи (XV век). Впервые установил количественный состав воздуха французский ученый Антуан Лавуазье.

Опыт Лавуазье по определению состава воздуха

По результатам своего известного 12-дневного опыта он сделал вывод, что весь воздух в целом состоит из кислорода, пригодного для дыхания и горения, и азота, в пропорции 1/5 и 4/5 объема соответственно.

Опыт по определению состава воздуха

Опускаем в сосуд с водой плавающую свечу. Поджигаем ее и накрываем цилиндром. Цилиндр размечен на пять равных частей. Пока в цилиндре есть кислород свеча горит. При горении кислород расходуется, и вода в цилиндре поднимается. Свеча гаснет, когда кислорода в цилиндре не остается. Уменьшился ли объем воздуха в цилиндре?

Вода поднялась примерно на одно деление, то есть объем воздуха сократился примерно на одну пятую часть. Воздух - естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу.

Яков БерцелиусЯков Берцелиус

Мы увидели, что одна пятая часть воздуха - кислород. Дыхание - это синоним жизни, а источник жизни на Земле - кислород. Далее учитель знакомить с кислородом как с химическим элементом, как в простым веществом.

Сейчас я проделаем опыт по получение кислорода нагреванием перманганата калия.

Опыт 2

Правила техники безопасности:

  1. Перманганат калия (КMnO4) поместите в сухую пробирку. У отверстия пробирки поместить рыхлый комочек ваты.
  2. Заройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, проверьте на герметичность
  3. Газоотводную трубку опустите в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2-3 мм.
  4. Подогрейте вещество в пробирке. (Помните правила техники безопасности)
  5. Проверьте наличие газа тлеющей лучинкой. (угольком)

ЭкспериментЭксперимент

Что наблюдаете? (Ученики могут проделать эксперимент самостоятельно)

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!