В соответствии требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности.
Метапредметность, которая подразумевает интеграцию содержания образования, направлена на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.
С позиций метапредметности важно показать школьникам младшего и среднего звена всесторонний подход к изучению таких объектов, как воздух, вода, энергия, вещество. Исходя из вышеизложенного, мы с коллегами по лицею разработали несколько внеурочных занятии по данной теме. И я хочу предоставить фрагмент одного из наших занятий. Эти занятия позволят ученикам младшего и среднего звена школы рассмотреть воздух с 3-х точек зрения на него.
Эти внеурочные занятия имеют в основе практическую направленность. Учитель демонстрирует и учит эксперименту, у учеников есть возможность проделать его самостоятельно.
Практическая значимость занятий заключается в том, что разработанные нами материалы помогут в подготовке внеурочных занятий школьников младшего и среднего звена
Социальная значимость заключается в возможности продолжать развитие метапредметных компетенций у школьников.
При слове "воздух" большинству из нас невольно приходит на ум, быть может, несколько наивное сопоставление: воздух - это, чем мы дышим. Действительно в этимологическом словаре русского языка указывается, что слово "воздух" заимствовано из церковно-славянского языка: "воздыхать". Воздух - естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу.
Что же такое воздух глазами химика?
Много сил, терпения и труда потребовалось ученым, чтобы раскрыть загадку природы, что воздух - не самостоятельное вещество, как считалось более 200 лет тому назад, а сложная смесь газов.
Впервые высказался о сложном составе воздуха ученый - художник Леонардо да Винчи (XV век). Впервые установил количественный состав воздуха французский ученый Антуан Лавуазье.
По результатам своего известного 12-дневного опыта он сделал вывод, что весь воздух в целом состоит из кислорода, пригодного для дыхания и горения, и азота, в пропорции 1/5 и 4/5 объема соответственно.
Опыт по определению состава воздуха
Опускаем в сосуд с водой плавающую свечу. Поджигаем ее и накрываем цилиндром. Цилиндр размечен на пять равных частей. Пока в цилиндре есть кислород свеча горит. При горении кислород расходуется, и вода в цилиндре поднимается. Свеча гаснет, когда кислорода в цилиндре не остается. Уменьшился ли объем воздуха в цилиндре?
Вода поднялась примерно на одно деление, то есть объем воздуха сократился примерно на одну пятую часть. Воздух - естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, образующая земную атмосферу.
Мы увидели, что одна пятая часть воздуха - кислород. Дыхание - это синоним жизни, а источник жизни на Земле - кислород. Далее учитель знакомить с кислородом как с химическим элементом, как в простым веществом.
Сейчас я проделаем опыт по получение кислорода нагреванием перманганата калия.
Опыт 2
Правила техники безопасности:
Что наблюдаете? (Ученики могут проделать эксперимент самостоятельно)