Новаторство Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи) (1452 –1519) – величайший итальянский художник, сделавший огромный вклад в искусство в эпоху Возрождения, гениальный ученый, изобретатель, мыслитель, музыкант, ярчайший пример «универсального человека».

Критики оценивают творчество Леонардо да Винчи как новаторское. 

Новаторство Леонардо да Винчи

Русский советский искусствовед Абрам Эфрос отмечал новаторство Леонардо в технике живописи, его "сфумато" (воздушная дымка), новизну его композиционного синтеза и видел в нем подлинного основоположника новой живописи не в полной мере, оцененной современниками, но заложившей основу классического искусства.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Новаторство Леонардо проявлялось в портретной живописи Возрождения.

Портрет Мона Лизы

Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость.

Мона ЛизаМона Лиза

Тончайшие психологические нюансы и переходы. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой.

Гениальность Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.

«Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа»

Здесь художник преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковым являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.

Мадонна с цветкомМадонна с цветком

«Мадонна Литта»

Здесь ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах.

Мадонна ЛиттаМадонна Литта

«Мадонна в гроте»

Здесь проявилась творческая зрелость художника. Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.

Мадонна в гротеМадонна в гроте

«Дама с горностаем»

Это один из четырёх женских портретов Леонардо да Винчи. Портрет написан маслом по дереву, что считалось новаторством в те времена.

Дама с горностаемДама с горностаем

Новаторство в монументальной росписи «Тайная вечеря» для монастыря Санта-Мария

Леонардо отступает от традиционного толкования евангельского эпизода, и дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.

Тайная вечеряТайная вечеря

Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике, и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня».

К концу жизни Леонардо систематизирует свои записи по искусству и отходит от практики

Задумывает написать книгу о живописи, но не успевает завершить. Оставленные записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства.

Витрувианский человекВитрувианский человек

Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного. 

Размер:
438.94 Kb
Скачали:
11

Метки к статье: ИЗО