Леонардо да Винчи (Леонардо ди сер Пьеро да Винчи) (1452 –1519) – величайший итальянский художник, сделавший огромный вклад в искусство в эпоху Возрождения, гениальный ученый, изобретатель, мыслитель, музыкант, ярчайший пример «универсального человека».
Критики оценивают творчество Леонардо да Винчи как новаторское.
Русский советский искусствовед Абрам Эфрос отмечал новаторство Леонардо в технике живописи, его "сфумато" (воздушная дымка), новизну его композиционного синтеза и видел в нем подлинного основоположника новой живописи не в полной мере, оцененной современниками, но заложившей основу классического искусства.
Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.
Новаторство Леонардо проявлялось в портретной живописи Возрождения.
Портрет Мона Лизы
Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и изменчивость.
Тончайшие психологические нюансы и переходы. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой.
Гениальность Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.
«Мадонна с цветком» или «Мадонна Бенуа»
Здесь художник преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению более широкий, общечеловеческий смысл, каковым являются материнская радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм, стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.
«Мадонна Литта»
Здесь ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах.
«Мадонна в гроте»
Здесь проявилась творческая зрелость художника. Это полотно отмечено идеальным композиционным решением, благодаря которому изображенные фигуры Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное спокойным равновесием и гармонией.
«Дама с горностаем»
Это один из четырёх женских портретов Леонардо да Винчи. Портрет написан маслом по дереву, что считалось новаторством в те времена.
Леонардо отступает от традиционного толкования евангельского эпизода, и дает новаторское решение темы, композиции, глубоко раскрывающей человеческие чувства и переживания.
Сведя к минимуму обрисовку обстановки трапезной, нарочито уменьшив размеры стола и выдвинув его к переднему плану, он сосредоточивает внимание на драматической кульминации события, на контрастных характеристиках людей различных темпераментов, проявлении сложной гаммы чувств, выражающихся и в мимике, и в жестикуляции, которыми апостолы отвечают на слова Христа: «Один из вас предаст меня».
К концу жизни Леонардо систематизирует свои записи по искусству и отходит от практики
Задумывает написать книгу о живописи, но не успевает завершить. Оставленные записи имеют огромное теоретическое и практическое значение. В них он раскрывает основы нового, реалистического искусства.
Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Леонардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.