Изучение родного края - важнейший и обязательный компонент в системе российского образования. В век высоких технологий "краеведческая нить" помогает связать нас с прошлым, увидеть настоящее и осознать будущее.
Обучение невозможно без передачи накопленных знаний об окружающей нас действительности.
Изучение родной культуры является неотъемлемым компонентом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Включение в содержание урока краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание конкретность и убедительность, обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям, способствует развитию самостоятельного творческого мышления, умений практического применения полученных знаний в жизни.
Изучение родного края на уроках создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования.
Использование краеведческого материала позволяет решать следующие задачи:
Расширение знаний детей о родном крае предполагается через использование краеведческого принципа, который предусматривает изучение материала на основе дидактического правила: от известного к неизвестному, от близкого к далекому.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при использовании краеведческого материала, выделяем следующие:
Предлагаются несколько задач педагогам и учащимся, которые проявляют интерес к математике и физике
1. Одна сталеплавильная печь производит 7 т стали в час. Вторая - 8 т стали в час, а третья - 6 т. Сколько стали производят три печи вместе за один час? За 2 часа? (математика)
2. Ежесуточно в карьере Лебединского ГОКа (г. Старый Оскол) работает 30 большегрузных самосвалов, 38 экскаваторов, 20 бурстанков, 45 тяговых агрегатов. Сколько всего единиц основной горной техники работает в карьере? (математика)
3. Численность населения города Губкин в 1955 году составляла 86300 человек, а в 2014 году - 120577 человек. На сколько жителей выросло население города Губкин? (математика)
4. Благодаря наличию прекрасной спортивной базы в г. Губкине в 2014 году 25 тысяч человек (20 % населения) было привлечено к занятиям по 39 видам спорта. Какова численность населения города Губкина в 2014 году? Какая часть населения города занимается спортом? (математика)
5. Масса груженого самосвала 6,61т, давление воздуха в шинах 421.4 кПа. Определите общую площадь соприкосновения колес самосвала с дорожным покрытием? (физика)
6. Для энергосбережения всех цехов на АО «ОЭМК» (г. Старый Оскол) предусмотрена главная понизительная подстанция 310/10 кВ. Каков коэффициент трансформации этой подстанции? (физика)
Задачи могут использоваться в образовательной деятельности при изучении соответствующих разделов и тем учебных предметов, через систему дополнительного образования, внеурочную деятельность, по принципу сквозного изучения на разных уровнях обучения, для самостоятельной работы учащихся.
Опыт показывает, что большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала.
Задачи с использованием краеведческого материала, не только обеспечивает успешное овладение такими сложными предметом, как математика и физика, но и развивает личность школьника, его интеллектуальные и творческие способности и, что особенно немаловажно, - его ценностные ориентации: любовь к родине, родному краю, уважение к его истории, духовным и культурным ценностям.