Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации, т.е, обладающий не только информационной, но и коммуникативной компетенциями.
Поиск новых средств обучения приводит учителя к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, ролевые практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы учения/обучения.
Метод учебных проектов может быть использован, как компонент системы образования, способствующий повышению эффективности обучения посредством самостоятельно-спланированной и интересующей детей деятельности, т.е. проектная деятельность должна включать личную заинтересованность учащихся в приобретении знаний, самостоятельную работу над решением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление.
Учебный проект для учащихся – это возможность сделать что-то интересное самостоятельно в группе или самому. Учащиеся пробуют свои силы, ищут способы решения проблемы, применяют свои знания, доказывают практическую значимость и пользу от конечного продукта. Учебный проект для учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа достижения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении в определенной ситуации.
В обучении как английскому языку, так и информатики метод проектов является составной частью. Это метод наиболее полно отражает основные принципы в обучении: мотивации к учению и личный интерес.
В настоящее время наиболее актуальными, на наш взгляд, являются проекты интегрированные, которые являются средством мотивации учебно–воспитательного процесса, усиливают практическую направленность обучения, предусматривают индивидуальные особенности и различные режимы работы, создают благоприятную атмосферу для применения знаний из разных областей для удовлетворения познавательных потребностей и интересов учащихся.
Учащиеся 7 класса осуществили интегрированный проект в рамках изучения английского языка и информатики.
Тема проекта: "Факты из истории Великобритании"
Предметы: английский язык, информатика.
Уровень: intermediate
Количество учащихся: 10.
Время работы над проектом: 2 месяца.
Форма работы: урочно-внеурочная.
Цели образовательные и воспитательные:
Задачи развивающие:
Мотивация в работе основывалась на интересе к теме проекта, возможности создать обучающий продукт для учащихся – презентацию. Учащиеся изучили и тщательно отобрали необходимую страноведческую информацию, информационно-техническое обеспечение. Учащиеся использовали интернет-ресурсы.
1 этап. Погружение
До начала работы над проектом учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта. Возможна формулировка учителем проблемы проекта, что способствует определению способов ее решения.
2 этап. Организационный
Выбор темы, распределение по группам. Определение задач, планирование деятельности. Роль учителя направляющая на основе мотивации.
3 этап. Поисковый и исследовательский
Изучение необходимой информации на английском и русском языках, касающейся государственных символов, исторических фактов, достопримечательностей столицы Великобритании, культурного наследия страны, выбор способа представления информации, с соблюдением необходимых требований к оформлению выбранного способа. Учащиеся работают индивидуально и в группах. Учитель корректирует деятельность детей по мере необходимости.
4 этап. Языковая работа
Развитие навыков правильного лексического и грамматического оформления информации на английском языке.
5 этап. Подготовка презентации
Выбор стиля, объема информации, цветового решения, создание собственного шаблона и макетов на основе требований к оформлению презентации. Роль учителей информатики и английского языка – обучающая (путем консультаций).
6 этап. Предъявление проекта
Этот этап необходим для завершения работы над проектом, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. На этом этапе презентации учитель дает оценку проделанной работе. В процессе презентации важна положительная характеристика результатов. Необходимо инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке конечного продукта – презентации, которая носит обучающий и познавательный характер для других учащихся.
Работа над интегрированным проектом предполагает объединение знаний умений и навыков, полученных при изучении предметов. Интеграция различных областей знаний способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, повышает мотивацию к познанию и саморазвитию. При использовании мультимедийных технологий, увеличивается познавательный интерес детей не только к английскому языку, но и к информатике.
Компьютер в этом случае служит не только средством создания, обработки и хранения электронного документа, но и объектом познания. Дети, вовлеченные в процесс создания проекта в значительной степени повышают уровень успешности и получают дополнительные знания вне школьной программы. При этом, учитель получает возможность лучше оценить способности и знания детей.
Таким образом, интегрированный проект дает возможность объединить полученные знания и умения учащихся по различным предметам, развивает творческие способности детей, является источником мотивации учебно-воспитательного процесса, способствуя повышению качества образования.
В процессе работы над проектом учащиеся совершенствовали свои знания, лексические и грамматические навыки по английскому языку. Работая с информацией по страноведению, учащиеся осваивали действия с различными объектами графического и текстового редакторов, электронными таблицами, оформлению презентации.
Подводя итог, необходимо отметить, что повышение эффективности обучения непосредственно связано с самостоятельно–спланированной, интересующей учеников деятельностью.
Групповая творческая работа способствует развитию способностей к рефлексии, логическому изложению содержания, выбору правильного решения. Технология проектного обучения позволяет учащимся приобрести опыт исследовательской практической деятельности, который будет востребован в жизни.