Экологическое воспитание обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО

В настоящее время большое внимание уделяется воспитательному аспекту.

Содержанием воспитательного аспекта является воспитание нравственности, патриотизма, уважение к культуре других народов, экологической культуры. Одно из важнейших аспектов – это воспитание экологической культуры у обучающихся.

Содержание учебника под редакцией В.П. Кузовлева направлено на то, чтобы дать учащимся возможность проникнуть в духовный мир их британских и американских сверстников: узнать, какие они, что их интересует, волнует, как относятся к природе, чем гордятся в своей стране.

Через мир английских сверстников у учащихся формируется представление о менталитете британской нации. Например в социокультурном аспекте уч-ся знакомятся как часто британцы говорят об изменчивой погоде в своей стране, с мнением британских школьников о временах года. Казалось бы простая обыденная тема, не представляющая никакого интереса для школьников 6 класса.

Как заинтересовать их? А если погрузить их в эту среду? Украсить рабочее место школьника предметами, которые являются признаками времен года, их четыре. Символом лета может быть цветок подсолнечника, весны - цветущая веточка вишни, осени красно-желтые листья деревьев, зимы – алые гроздья рябины припорошенные снегом. У ребят сразу же появляется интерес к данной теме и тут же решается еще проблема - это работа в группах. Они сами по интересам выбирают в какой группе они будут работать (4 времени года - 4 группы) и легко выводят тему урока.

Работая над совершенствованием лексических навыков говорения можно использовать задания, которые символизируют времена года, Например: задание "Расскажи о своем любимом времени года". Эти задания напечатаны на цветных листах (лето - розовый, весна - зеленый, осень - желтый, зима - синий). При рассказе учащиеся могут использовать картинки, которые помогают им рассказать не только об их любимых временах года, но и том чем они любят заниматься.

В учебнике для 7 класса под редакцией В.П. Кузовлева не только отдельный урок, но и весь цикл имеет свой воспитательный вектор - воспитание бережного отношения к природе, например цикл 4 "How do you treat the Earth?"

Основной воспитательной задачей этого цикла является формирование уважительного отношения к природе и ответственного отношения к экологическим проблемам, формирование потребности в экологических акциях и сотрудничества, воспитание бережного отношения к природным богатствам

На уроках дети узнают, что в Британии очень бережно относятся к дикой природе. Для этого у них повсюду стоят знаки, помогающие сохранить окружающую среду.

What Do These Signs Mean?

T. We live in Borisovka. It is our home town. What are you asked to do to help our home town? (pair work)
T. At home you made your own ecological signs.
T. Show me your signs. What do your slogans mean?
P1. "Protect our forests!" The first slogan means that you mustn’t leave litter in the forest.
P2. "Don’t pollute the air!" The slogan means that you mustn’t spoil the environment. Air is important for flowers, birds, fish and people.

Работа над экологическими проектами развивает у обучающихся воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность. Например, в 6 классе учащиеся выполняли на уроке мини проект "Дерево погоды". Для этого используется макет дерева, которого четыре стороны, каждая сторона – часть времени года.

Внизу у подножия дерева лежат задания, на которых написаны явления погоды, присущие каждому времени года (в какое время года тает снег,птицы улетают на юг), их нужно распределить по временам года.

В 7 классе обучающиеся выполняли мини проект "Спаси нашу планету" This is our Earth. (используется большой мяч (зеленый и синий) в качестве планеты Земля (group work).

Т. Let’s make our planet a better place. Are you ready? (2 группы обучающихся подходят к макетам планеты Земля, берут наклейки с изображением животных, растений, птиц и украшают нашу планету)
P1. I want to save animals.
P2. I want to see birds and butterflies.

P3. I want to grow roses.
P4. I want to protect wild cats.
T. What a beautiful planet! Fantastic! I think, our Earth is in our hands.

На уроках английского языка необходимо также учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Нужно стремиться к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций и очень важно для учителя, чтобы в самом начале урока создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Ведь от этого зависит успех всего урока.

Например:
Look around you! T. What do you see over your heads?
P1. I can see the sun, the moon, some clouds, birds… (Ученики смотрят на солнце, луну, облака, птиц, бабочек, которые у них над головами, они могут встать и прикоснуться к ним) И учитель может наблюдать, что дети успокоились, на лицах появились улыбки и они готовы сотрудничать с учителем.

Познание экологической культуры англоязычных стран необходимо продолжат и во внеурочной деятельности. На занятии учащиеся узнали, что британцы для насекомых строят домики – специальные укрытия и развешивают их в садах вместо традиционных скворечников. Школьники удивились: "Зачем?! Этих созданий, летающих и ползучих, и без того уйма!" Я им возразила: "Вредных – да, а полезных мало. Для них-то и строят британцы необычные жилища".

Почему Англия? Дело в том, что Англия – это самая "садовая страна" из всех европейских стран. Британцы гордятся своими парками и садами. Но парки и сады не существуют сами по себе. Их наполняют жизнью птицы и насекомые. Но если о птицах заботятся все, то о насекомых забывают. Теперь английские садоводы сооружают для насекомых "многоэтажки".

Англичане эти домики называют отелем для жуков, или по-английски - insect house. В Европе подобное строительство уже очень популярно. Ученикам очень понравилась эта идея и они приняли решение: надо помочь насекомым. Таким образом, школьники начали проводить исследовательскую работу

Тема исследовательской работы "Садовый домик – это отель для полезных насекомых?"

Цель исследования: построить домик для насекомых своими руками.

Задачи:

  1. Изучить литературу о насекомых.
  2. Познакомиться с особенностями изготовления домика для насекомых.
  3. Подобрать материал для домика.
  4. Изучить технологию изготовления.
  5. Применить полученные знания на практике.

В итоге обучающиеся выступили на Муниципальном этапе симпозиума научно-исследовательских проектов обучающихся "Мои исследования – родному краю" и стали победителями. Они также стали победителями Регионального этапа пятого Шуховского Фестиваля научно-исследовательских и проектных работ школьников.

У ребят появились единомышленники: домик для насекомых украшает городской сад в Белгороде, и в Алексеевском округе в храме Рождества Пресвятой Богородицы будет построено 8 домов для жуков с целью спасения экосистемы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!