Полевая лаборатория НКВ-Р может активно применяться учащимися старших классов на уроках химии, экологии, во внеурочной деятельности по данным предметам, но под руководством педагога учащиеся среднего звена также могут проводить несложные исследования.
В данной статье представлен опыт использования полевой лаборатории НКВ-Р во внеурочной деятельности в 6 классе.
Наблюдение за водными объектами – это возможность получить ценный опыт, расширить и углубить экологические знания и умения
Это возможность получить необходимые сведения об экологическом состоянии водоемов с целью оповещения населения, привлечения внимания к экологическим проблемам своей местности.
Большинство методов определения показателей качества воды являются химическими, они позволяют определить содержание химических компонентов в составе воды. Для обучающихся 6 класса, еще не изучающих предмет "Химия" в школе, можно использовать лишь некоторые методики и тест-комплекты, предлагаемые лабораторией НКВ-Р.
Запах может быть придан воде живущими и отмершими организмами, растительными остатками, почвами, химическими загрязнителями и пр.
Для определения интенсивности запаха необходимо ополоснуть стеклянную колбу исследуемой водой несколько раз, затем заполнить колбу пробой воды на 1/3 объема, закрыть плотной пробкой.
Затем уже в помещении тщательно взболтать содержимое, открыть колбу и определить интенсивность запаха по 5-тибальной системе шкалы "Определение интенсивности запаха".
Анализ выполняется с применение тест-комплекта "Мутность / Прозрачность". Для определения мутности необходимо:
Учащимся 6 класса необходимо объяснить, что для определения мутности используют стандартные суспензии из веществ-имитаторов мутности - каолин и фармазин. Норматив мутности для питьевой воды составляет не более 1,5 мг/л по каолину или не более 2,6 ЕМ/л по формазину
Для определения пенистости необходимо в колориметрическую пробирку залить изучаемую воду до уровня 10-12 см и рассматривать образец на белом фоне при хорошем освещении.
Оттенки: практически не заметен, слабо-желтоватый, светло-желтый, желтый, интенсивно-желтый, коричневый, красно-коричневый. Допустимый оттенок для питьевой воды по нормам СаНПиН слабо-желтоватый.
Для определения пенистости необходимо в колбу (0,5 л) налить на 1/3 исследуемой воды, закрыть пробкой, встряхивать 30 секунд. Проба считается положительной, если пена в колбе будет сохраняться более 1 минуты.
Шестиклассникам сложно объяснить, что такое водородный показатель (рН - это отрицательный десятичный логарифм молярной концентрации ионов водорода в растворе), но дети из телереклам шампуней и средств для мытья посуды знают, что рН должен быть 5,5-6,5 (безопасно для кожи и волос). Для питьевой воды допустим показатель рН от 6,0 до 9,0.
Для определения кислотности необходимо налить в колориметрическую пробирку 5 мл воды, затем добавить пипеткой 3-4 капли раствора универсального индикатора и встряхнуть пробирку. После этого проводится визуальная оценка пробы по специальной шкале "Водородный показатель рН".
В Карелии в большинстве водоемов вода имеет оттенки от светло-желтоватого до коричневого из-за содержащихся в ней соединений железа природного происхождения. Поэтому можно предложить учащимся 6 класса определить, не превышает ли норму содержание солей железа в водоемах их населенного пункта.
Для проведения исследования используется тест-комплект "Железо общее". В данном случае учащимся невозможно объяснить принцип взаимодействия химических веществ; главное, чтобы дети смогли аккуратно провести опыт и правильно оценить результат.
Для определения содержания железа необходимо в мерную склянку из налить 10 мл анализируемой воды, добавить в нее 4-5 капель раствора солянокислого гидроксиламина, встряхнуть, а затем добавить 1 мл ацетатного буферного раствора и 0,5 мл раствора орто-фенантролина, затем снова встряхнуть пробирку. Результат оценивается через 20 минут по колориметрической шкале "Железо общее".
Опыт показывает, что учащимся очень нравится проводить подобные эксперименты, они не только с удовольствием участвуют в процессе проведения мини-исследований, но и заинтересованы в оценивании результатов и составлении выводов, а это самое главное в исследовательской работе.