Цель: дополнение и углубление знаний учащихся по биологии и химии, воспитаниеценностного отношения к природе.
Задачи игры-конкурса:
Ход мероприятия
Жеребьёвка команд на визитку.
Звучит песня «Живая вода»
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Позвольте мне обращаться к Вам именно так, ведь невозможно говорить о святом с недругами. А тема нашей сегодняшней встречи действительно посвящена священному веществу – воде и созвучна словам Антуана де Сент – Экзюпери «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете…».
Вода… Удивительная, парадоксальная, загадочная, непостижимая… Нет числа эпитетам, которыми можно в полной мере охарактеризовать это удивительное вещество. Она была и остаётся музой, источником вдохновения не только поэтов, художников, композиторов, но и учёных – философов, естествоиспытателей, которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы. Поэтому и было решено посвятить ей нашу игру, где она- вода во всех своих ипостасях станет главной героиней. Она того достойна, не правда ли?
Казалось бы, что об этом веществе сказано много на разных уроках, что вы ожидаете от сегодняшней встречи, какова цель вашего участия в игре? Ну что же, задачи названы, в путь по Маршруту Знаний! Сопровождать Вас в нашем плавании будут строгие и справедливые члены жюри (представление жюри).
Предлагаю командам – участницам представить свою визитку - это первый конкурс нашей игры, который называется «Ода Воде», его критерии: соответствие теме, оригинальность идеи (формы) и артистизм, оцениваемые каждым членом жюри по трёхбалльной шкале.
Визитка команд – участниц «Ода воде».
Подведение промежуточных итогов (сумма баллов команд за визитку)
Благодарность учащимся за подготовленные Оды.
Ведущий: Друзья, наше водное путешествие продолжается! Сейчас у каждого из вас появится возможность проявить себя и принести своей команде заветные баллы. Все члены команд отправятся в мастерские по своему Маршруту Знаний: Юннаты в заводь «Любознательную», Художники поплывут по морю «Творчества», лирики оправятся на причал «Поэтов», Лаборанты на пристань «Опытную», а Эрудиты посетят водопад «Интеллектуальный». В течение 30 минут вы будете трудиться в своих Мастерских, сигналом к началу работы и её окончанию будет обычный школьный звонок, если вы закончите работу раньше, то отправитесь в наш кинозал на киносеанс «Вода. Прикоснись к великой тайне» (часть 1), «Вода. Тайна живой воды» (часть 2), где вас будут ожидать руководители ваших команд.
Помощники провожают обучающихся в Мастерские (учебные кабинеты, в кабинете для Лаборантов подготовлено необходимое оборудование, для Художников – кисти, краски, бумага для рисования. В мастерских учащиеся выполняют одинаковые для всех задания, объединённые тематикой игры (Приложение 1). Руководителям команд и педагогам, сопровождающим учащихся, предлагается быть наблюдателями в Мастерских и /или пройти в кинозал (кабинет информатики).
По окончании работы в Мастерских, члены команд возвращаются актовый зал для выполнения последнего задания – составления синквейна (пять строк технология ТРКМ) на тему игры-конкурса. Критерии оценивания синквейна сообщаются заранее: у команд с совпавшими строками последние не оцениваются, за каждую оригинальную строку - 1 балл.
Ведущий: Друзья, вот и подошло к концу наше плавание по Маршруту Знаний, достигли ли вы того, о чём мечтали (рефлексия).
Каждой команде вручается диск с документальным фильмом «Вода».
Спасибо за ваши старания, а пока жюри подводит итоги и определяет победителей в каждой номинации и игре в целом мы приглашаем вас в «Чайную» подкрепить силы, опять же не без помощи Великой волшебницы- Воды «Дружба и чай хороши, когда они крепки и очень сладки» (Ф. Гладков), желаю вам дружеского чаепития!
Жюри подводит итоги, занося результаты в Сводный лист оценивания.
Награждение участников игры: дипломами (команда - победитель, призёры), грамотами (в личном первенстве в каждой номинации «Юннат», «Лирик», «Художник», «Лаборант», «Эрудит»), сертификатами (команды- участницы).
Ведущий: Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день воды. Этот день был установлен в 1993 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В России этот день впервые отмечался в 1995 году. Всемирный день воды призван привлечь внимание к глобальным проблемам, связанным с водой, в том числе и к проблеме нехватки питьевой воды.
Давайте посмотрим на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению. На сушу приходится третья часть территории, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать ее планета Вода! Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный – голубой. Давайте же приложим все усилия для сохранения этого неповторимого во все Вселенной голубого цвета, который дарит нам уникальное вещество – Вода, дарующая Жизнь!
Звучит песня «Живая вода»
Приложение 1
Задание для «Эрудита»
Школа _________________
Класс __________________
Задания можно выполнять в любой последовательности и из разных блоков, главное набрать максимально возможную сумму баллов
Задания, оцениваемые в 1 балл
1. Самое распространённое вещество на планете Земля.
2. Водная оболочка Земли.
3. Закончите русскую пословицу: «Всяк кулик …»
4. Лягушка прыгает на берегу и квакает – к…
5. Где древние люди хранили недоеденных мамонтов?
6. От прочих злаков это растение отличается тем, что растёт под слоем воды. Один из его сортов переносит затопление слоем воды до 4 м. Требуется 5 тыс. л воды, чтобы произвести 1 кг зёрен этого злака.
7. Что из лабораторной посуды служит для фильтрования.
8. Вращательное движение воды.
9. Какое название дал своей картине И.К. Айвазовский, изобразивший шторм на море.
10. Укажите температуры кипения и замерзания воды при давлении 1, 033 МПа.
11. Почему лёд не тонет?
12. Назовите два основных и доступных в быту способа очистки воды.
13. Можно ли прозрачную воду считать чистой?
14. Классифицируйте вещества с позиции представления об электролитической диссоциации.
15. Какие структуры в растениях проводят воду?
16. Фамилия французского учёного, открывшего в 1783 году состав воды.
17. В одной из китайских древнейших рукописей записано, что настой из листьев этого китайского кустарника, заваренных кипячёной водой «усиливает дух, смягчает сердце, утоляет усталость, пробуждает мысль и не позволяет поселиться лености. Облегчает и освежает тело, проясняет восприимчивость». О каком кустарнике идёт речь?
18. Какой американский химик в 1882 году после опыта с натуральным каучуком наладил производство «дождевиков» - водонепроницаемых плащей, названных, кстати, его именем?
19. В аквариум к слепой щуке пустили рыб. Не видя их, щука бросилась на них и без промаха переловила всех. Благодаря чему хищница обнаружила свою жертву?
20. Почему удар молнии расщепляет дерево?
21. Назовите крупного грызуна, ведущего полуводный образ жизни.
22. Как защитить растения в теплице от поздних заморозков?
23. Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас сомнения. Как обезопасить себя простым и надёжным способом?
24. Вещество, 0,9% - ный раствор которого называют изотоническим (физиологическим) и применяют для внутривенных вливаний при большой потере крови. В быту оно находит применение как пищевая добавка для приготовления пищи
25. Какое название получили первые наземные растения?
Задания, оцениваемые в 3 балла
1. Вычислите объём чистой воды (в литрах), которая бесцельно расходуется при плохо закрытом кране за час и за сутки, если стакан (250 мл) наполняется за минуту.
2. Cколько моль ионов образуется при полной диссоциации 1 моль сульфата железа (III)?
3. Составьте уравнения реакции между парой веществ в молекулярном и ионном виде: серная кислота и хлорид бария.
4. Благодаря какому свойству воды многие насекомые легко скользят по поверхности воды, а маленькие улитки ползают по внутренней стороне плёнки воды, как по твёрдой поверхности?
5. Вычислите массу воды, находящейся в организме подростка (масса его тела 50 кг), если известно, что тело человека содержит 68% этого вещества.
6. Какую массу воды ( кг) получит ваш организм, если вы выпили её суточную норму – 138,9 моль?
7. Прочитав текст, сформулируйте проблему, вытекающую из него.
«Почти ¾ поверхности нашей планеты заняты водой, из них 97-98% приходится на морские воды и 2-3% - на пресные воды, 1% из этого количества пресных вод находится в жидком состоянии, а 75% скованы могучими льдами. Остальные 24% - это подземные воды».
8. Какой объём воздуха необходим для полного сгорания 1м3 метана до углекислого газа и воды?
Задания, оцениваемые в 8 баллов
1. Укажите правильную последовательность событий:
а) Воды реки принесли соединения ртути в море.
б) Отравленная ртутью рыба стала малоподвижной, и местные жители стали ловить в море рыбу сачками.
в) В 1965 г. в Японии со сточными водами завода по производству поливинилхлорида, где ртуть использовалась в качестве катализатора, произошёл сброс соединений ртути в реку Минимата.
г) Ртуть попала в организм людей и вызвала тяжёлое поражение нервной системы (расстройство речи, слуха и зрения) – эта болезнь получила название «болезнь Минимата».
д) В море соединения ртути поглощались водорослями, инфузориями и мелкими ракообразными, которыми питалась рыба.
2. Изучите график «Зависимость плотности воды от температуры». При каком значении температуры плотность воды наибольшая? Какое значение это имеет для обитателей водоёмов?
3. Падёнки – водные насекомые, которые активно поедаются хищниками в период наступления половозрелости, когда они вылетают из воды, чтобы спариться и осуществить кладку яиц. График иллюстрирует зависимость между количеством вылетающих падёнок и количеством хищников, охотящихся на них. Какое из суждений, приведённых ниже, является правильным?
а) чем больше падёнок появляется июньским вечером, тем более вероятно, что конкретная подёнка будет захвачена хищником.
б) чем больше падёнок появляется июньским вечером, тем менее вероятно, что конкретная подёнка будет захвачена хищником.
в) число появляющихся падёнок прогрессивно уменьшается с начала к концу июня.
г) количество хищников не влияет на изменение численности падёнок.
4. Для засолки огурцов приготовили 6% - ный раствор поваренной соли. Вычислите, какие массы соли и воды необходимо взять для приготовления 5 кг такого рассола. Изменится ли концентрация рассола, если добавить 200 г воды и 200 г поваренной соли? Если изменится то как (увеличится или уменьшится и до какого значения)?
5. В схеме ОВР расставьте коэффициенты методом электронного баланса. В ответ запишите сумму всех коэффициентов, укажите окислитель и восстановитель:
Cu+ HNO3(конц)à ….. + NO2 + …
Задание для «Лаборанта»
Школа __________________________________________________________
Класс ___________________________________________________________
Цель работы: приготовить раствор, заданной концентрации
Оборудование и реактивы: запишите названия предметов лабораторного оборудования и веществ, расположенных на вашем столе (за каждое правильное название 0, 5 балла)
1. _____________________ ,
2. _____________________ ,
3. ______________________ ,
4. ______________________ ,
5. ______________________ ,
6. ______________________ .
Выберите из Вашего списка то, что потребуются вам для выполнения практической части задания, поставив напротив названия знак «+» (за каждое правильно указанное оборудование, вещества 0,5 балла)
Задание
Искусственно приготовленные растворы, приближающиеся по солевому составу и осматическому давлению к плазме крови, называют физиологическими. Основной компонент физиологического раствора поваренная соль – хлорид натрия. Физиологический раствор домашнего приготовления можно использовать для очистки ран, облегчения насморка, аллергии.
Приготовьте 50 г 10%-ного раствора NaCl, если масса соли, помещающейся в чайную ложку - 5 г.
Запишите последовательность этапов приготовления данного раствора и назовите способ, которым можно выделить обратно соль из него. Расчёты, необходимые для приготовления раствора, вести на данном бланке.
Дополнительное задание: Определите, сколько молекул соли содержится в полученном растворе.
Задания для «Юнната»
Дорогой друг приветствуем Вас на Маршруте Знаний. Предлагаем совершить небольшоё путешествие. Быстрой вам воды!
1. «Причал Кроссвордов». Разгадайте кроссворд "Вода и ее свойства. За каждое правильно угаданное слово – 1 балл
2. Заводь «Загадочная». Отгадайте загадки. За каждую правильно отгаданную загадку – 0, 5 балла
Задание для «Художника»
"Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо да Винчи
Дорогой друг! Предлагаем Вам изобразить рисунок на тему «Её Величество Вода».
Критерии оценивания Вашей работы:
1. Соответствие теме.
2. Оригинальность идеи.
3. Эстетичность.
Благодарим за творчество!
P.S. свою фамилию и название школы запишите на обратной стороне листа перед началом работы.
Задание для «Лирика»
Дорогой любитель поэзии! Предлагаем тебе остановиться у пристани Поэтов.
Критерии выполнения всех заданий:
1. Выполнение условий задания (задание 1, 2)
2. Соответствие теме (задание 2)
3. Уровень мастерства (задание 2).
4. Определите, кому из авторов принадлежат эти строки о прекраснейшем времени года - весне, которая, как известно, неразрывно связана с водой во всех её проявлениях. Запиши рядом с отрывком Фамилию автора, выбранную из списка: Самуил Маршак, Алексей Плещеев, Василий Жуковский, Фёдор Тютчев, Агния Барто, Сергей Есенин, Иван Бунин (за каждого правильно найденного автора – 1 балл)
2. Предлагаем Вам самим посвятить несколько строк Её Величеству Воде, написать своё стихотворение (четверостишье) используя для рифм слова: вода, журчать, чудесная, беречь, жизнь, человек (слова можно изменять по падежам и числам, за каждое использованное слово – 1 балл).