Логопедическое занятие "Дифференциация звуков и букв и-у в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях и связной речи"

Цель занятия: создание условий для закрепления знаний учащихся о дифференциации звуков и букв и-у в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи.

Задачи:

  • развитие сенсорных эталонов, фонематического восприятия, зрительно-пространственных представлений;
  • познакомить обучающихся с традициями и обычаями в России.

Группа: 5 класс.

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся пятого класса разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью.

Планируемые образовательные результаты: дифференцировать на слух и в произношении гласные, правильно обозначать их соответствующими буквами на письме, делить слова на слоги, составлять словосочетания и предложения, правильно оформлять предложение, писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку, списывать слова, словосочетания, предложения.

Оборудование: телевизор, ноутбук, интерактивный стол, зеркала, ветерки, демонстрационный материал, карточки с заданиями.

Ход занятия

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу.
- Сделайте глубокий вдох через нос, вдохните в себя доброту и красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

- А сейчас поздороваемся руками, глазами, головами.

Педагог проводит рефлексию на начало урока для определения эмоционального состояния детей через показ соответствующего символа.
- На карточку ребята посмотрите и настроение свое мне жестом рук вы покажите.

За парты тихо сели
Спины ровно, ноги вместе
Будет очень интересно!

Вводная часть

Проводится беседа о временных представлениях.

- Ребята, какой сегодня день недели? (ответы учащихся)
- Какой был день перед вторником? После?
- Назовите число и месяц.

- Откройте тетради запишите дату.
- Май - месяц, какого времени года?
- А какие еще вы знаете весенние месяцы?

- Назовите признаки весны.
- Давайте посмотрим, все ли мы назвали признаки весны

Артикуляционная гимнастика

Ученики выполняют артикуляционные упражнения: "Улыбка", "Трубочка", "Качели", "Часики".

Светит яркое солнце, и мы улыбаемся ему. (слайды)
Появляется трава и тянется к солнцу.
Дети рады с радостью качаются на качелях.
Весной на полянах распускаются цветы.

Дыхательное упражнение (Видео)

- Посмотрите, как распускается цветок, но вдруг подул легкий ветерок
- Возьмите в руки цветок и подуйте.

- Весна замечательное время года, когда природа оживает, рождается заново.
- Ребята, а есть из вас тот, кто родился весной?
- А в какое время года родились остальные ребята? Я родилась зимой?

- Мы все родились в разное время года, но что нас объединяет? (У нас одна Родина)
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
- Посмотрим видео и потом ответим на вопросы.

- Как зовут президента России? (Владимир Путин)
- Когда Россия отмечает день рождения?
- Назовите государственные символы России. (Флаг, герб, гимн)

Пальчиковая гимнастика

Посмотрю на карту я:
Вот российская земля.
Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,
Ты же Родина моя!

Связь звуков и букв

Дети должны установить связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой букв и-у. Фиксация учебной задачи, фиксация учебной цели.
- Ребята, давайте произнесем хором название нашей родины. (на доске прикрепляется Россия)
- Назовите ударный звук в слове Россия.

- Возьмите зеркала, произнесите звук [и].
- Как выглядят губы при произнесении звука. (Губы растянуты в улыбке)
- Этот звук гласный или согласный? (Гласный)

- На письме звук [и] обозначается буквой и. (на доске прикрепляется буква и)
- Буква "и" состоит из 2 элементов: короткие наклонные линии с закруглением внизу вправо.
- В разные времена Россию называли по-разному. Кто запомнил древнее название России?

- Давайте проверим и выполним задание. Возьмите карточку № 1, зачеркните все буквы и, из оставшихся букв составьте слово. Один из вас выполнит задание на интерактивном столе.
- Давайте произнесем хором слово Русь. (на доске прикрепляется слово Русь)
- Назовите ударный звук в слове Русь. [у]

- Возьмите зеркала. Произнесите звук [у].
- Как выглядят губы при произнесении звука. (Губы вытянуты)
- Он гласный или согласный? (Гласный)

- На письме звук [у] обозначается буквой у. (на доске прикрепляется буква у)
- Буква "у" состоит из 2 элементов: короткая наклонная линия с закруглением внизу вправо и длинная наклонная линия с петлей внизу.
- Догадались о каких звуках и буквах будем говорить сегодня? (Звуки и буквы и - у)

- Чем похожи эти буквы? (они состоят из 2-х элементов)
- Чем они отличаются? (второй элемент отличается)
- Чему будем учиться сегодня на занятии? (учиться различать звуки и буквы и-у)

Дифференциация букв по кинетическому сходству

- А поможет нам русский негосударственный символ догадайтесь какой?

Покорил весь мир
Самый русский сувенир
Наша кукла непростая
Наша кукла составная
И с полметра и с ладошку
Наша русская … (матрёшка)

Матрешка символизирует мать, семью, материнство, состоит из разного количества фигурок, обозначающих детей разного возраста. 
- Чтобы успокоить детей перед сном, мамы в старину пели для детей колыбельные песни. (И-у-и)

- Давайте тоже попробуем и споем песенку из звуков и, у. (У-и-у)
- Повторите за мной, но я буду произносить без звука а вы ориентируясь на положение губ, произнесите правильно. (У-у-и)

- Посмотрите у матрешки какой русский наряд какие на нем красивые узоры.
- У меня для вас узор, его нужно расшифровать.

Карточка № 2. Допишите недостающий элементы букв и,у запишите цепочку букв в тетрадь.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

фференциация букв в слогах, словах

А сейчас прошу вас не молчать и о России прочитать.
Ни-ни-ну – я люблю свою страну,
Ин-ун-ин – я Российский гражданин,

Ти-ту-ти – страны лучше не найти,
Усь-ись-усь – Родиной своей горжусь!

- У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Отгадайте символ России.

Белоствольная красавица
Символ Родины моей
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей! (Берёза)

- Береза символизирует красоту, стройность и чистоту девушки.
- Посмотрите какая красавица береза, а в ее листве спрятались слова.
- Давайте соберем листочки со слогами одного цвета и составим слова. (Обучающиеся по очереди выходят к доске, составляют из слогов одного цвета слова: природа, блины, узоры, сила)

- Запишите слова в тетрадь в столбик, индивидуально у доски.

Природа, блины, узоры, сила,
Всё это наша Россия!

- Давайте встанем и еще расскажем о России.

Физминутка

В нашей стране горы - высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)
Мы все живем в России! (маршируем на месте)

Дифференциация букв в словосочетаниях

- А какая наша Россия? Назовите по одному признаку.
- Подберите к словам на доске с лова подходящие по смыслу. (По очереди записывают слова, подходящие по смыслу на доске)

Карточка № 3. Прочитайте слова и вставьте пропущенные буквы и, у. Обведите букву и в кружок, подчеркните букву у.

природа красивая
блины вкусные
узоры русские
сила великая

- В России много традиций. Это и вкусные блины, и крещение детей и запускание голубей на свадьбу.
- На Руси существовал обычай выпускать в Благовещение голубей на свободу. Этим праздновался приход весеннего тепла.

Дифференциация букв в предложениях

- В старину голуби были почтовые, они приносили весточки и письма.
- И сегодня голубь принес нам письма. Возьмите на парте конверты, соберите карточки со словами белого цвета и составьте из них предложение. Из карточек синего, красного цвета.

Составляют предложения:
Я живу в России.
Моя страна самая большая в мире.
Я горжусь своей Родиной!

- На что похоже послание. (На российский флаг)
- Запишите предложения в тетрадь обведите букву и в кружок, букву у подчеркните.

Итог занятия

- С какими звуками и буквами сегодня работали? (ответы детей)
- Чем они различаются?
- И в заключении хочу показать вам еще один символ России. Это цветок ромашка.

- Ромашка символизирует красоту, чистоту и здоровье. На лепестках смайлики: выберите улыбающийся смайлик, если у вас хорошее настроение, вам было интересно и все понятно на занятии.
- Грустный, если у вас плохое настроения и вам было трудно выполнять задания.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали.

- И я хочу, чтобы вы дома выполнили еще одну русскую традицию, которая называется чаепитие. Вы соберетесь семьей за одним столом и выпьете вкусного чая.
- А к чаю у меня для вас сюрприз. Матрешка эта не простая, внутри ее сладкий приз. (Ученики открывают матрешку, внутри которой шоколадки)

- Что написано на шоколаде. (Россия - щедрая душа!)
- Занятие окончено.

Размер:
28.02 Kb
Скачали:
6