Конспект урока: Деревянная игрушка - красавица матрешка. 5 класс

Автор: Муртазина Лилия Загитовна, МБОУ «Тимяшевская средняя общеобразовательная школа», Республика Татарстан, с.Тимяшево, учитель изобразительного искусства, черчения и технологии «Обслуживающий труд» 

Цель урока: углубить эстетические   познания о народном декоративно – прикладном искусстве - русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова, Полхово-Майдана. Воспитывать любовь к русскому народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Образовательные задачи: Познакомить с историей русской матрёшки и с особенностями матрёшки из разных областей России; углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; научить создавать поздравительную открытку, используя форму и особенности русской матрешки по образцам изделий разных областей России.

Развивающие задачи: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива.

Воспитательные задачи: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины; воспитание уважения к труду; формирование чувства удовлетворённости от выполненной работы.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: 

Зрительный ряд: мультимедийный проектор, электронная презентация «Русские народные промыслы. Деревянная игрушка- красавица матрешка».

Изобразительный  ряд: репродукции декоративно-прикладного искусства (расписные матрёшки из Загорска, Семёнова и Полхово-Майдана,

Музыкальный ряд: музыка «Русская народная музыка- Полянка»

Литературный ряд:загадки, стихотворения

Для учащихся: лист бумаги, простой карандаш, резинка.

Для учителя: деревянные изделия матрешек, аппликации, детские работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

- Наша страна богата творческими людьми. Удивительные люди эти народные мастера. Из дерева, они создают настоящие чудеса. Я приглашаю вас на встречу с этими чудесами. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня на уроке говорить, мы посмотрим на этот интересный рисунок. (слайд №2)

- Что же здесь, среди линий,  спрятано?  (матрешка). Сколько их здесь изображено? (3)

- Ребята, вы уже догадались, какая сегодня тема нашего урока?  (матрешка)

- Тема урока: Русские народные промыслы.  Деревянная игрушка-красавица матрешка. (слайд № 3).

III. Изучение нового материала.

1. Знакомство с особенностями росписи матрёшек разных областей России

- В России существуют 3 центра  народных промыслов по изготовлению матрешек. У них есть свои отличительные особенности формы и росписи. И мы с вами с помощью игры на внимательность разберем каждый промысел. Вы готовы играть? (Да)

 Сначала вы внимательно разглядываете фотографию матрешки, которая будет на экране.  Изображение матрешки исчезает с экрана. Затем по памяти отмечаете на карточке-задании, лежащей у вас на парте, те особенности матрешки, которые заметили. Все вместе проверяем. И за каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Баллы суммируете и вписываете в графу «баллы», что находится справа вашей карточки. Вам все  понятно? Вопросы по заданию игры есть? 

Карточка–задания:

1 матрешка:_______________________________

- платок  с завязанными кончиками

- платок без завязанных кончиков

- сарафан

- фартук

- изображение рук

- без изображения рук

- букет цветов (розы, маки, незабудки)

- яркие краски

За один правильный ответ 1 балл.

 

Баллы:

2 матрешка:­­­­­­­­­­­_________________________________

- платок  с завязанными кончиками

- платок без завязанных кончиков

- сарафан

- фартук

- изображение рук

- букет (цветы  шиповника, ягоды: шиповника,  смородины)

- яркие краски

- темные оттенки цветов

За один правильный ответ 1 балл.

 

Баллы:

3 матрешка:______________________________

- платок  с завязанными  кончиками

- сарафан

- изображение рук

- без изображения рук

- фартук  с лямками

- фартук

- узор в полосе (цветы)

- яркие краски

За один правильный ответ 1 балл.

 

Баллы:

 Итого:

 

Слайд № 4  

Игра «Глаз - алмаз»

Цель: познакомиться с характерными  особенностями формы и росписи   матрешек.

1 матрешка. Фотография семеновской матрешки

- Начинаем  игру (слайд № 5,6,7). Первая матрешка. (После проверки записываем на карточке название матрешки)

 Правильные ответы.

- платок  с завязанными кончиками

- сарафан

- фартук

- изображение рук

- букет цветов (розы, маки, незабудки)

- яркие краски        

Семеновская матрешка

Фрагменты узора:

Семеновская матрешка из города Семёнова, Нижегородской области (Семёновский район). Сочетание красителей (анилиновых), жёлтых, зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки и листья собраны в разнообразные букеты.

Их изображение соче­тается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обо­значает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, ук­рашенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который делается «тычком». Эти матрешки отличаются и по форме. Загорская – широкая, семеновская – несколько вытянутая, матрешка Полховского Майдана более вытянутая с узкой уплотненной головкой.

Слайды № 8, 9, 10.

- Продолжаем игру: вторая матрешка (слайд № 8) (После проверки записываем на карточке название матрешки)

2 матрешка: фотография полхово- майданской матрешки

правильные ответы

-  платок без завязанных кончиков

-  сарафан

-  без изображения рук

-  фартук

-  букет (цветы шиповника, ягоды: шиповника, смородины)

-  темные оттенки цветов

Полхово-Майданская матрешка

Фрагменты узора:

Полхово-майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с желтым. Все объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский - Майдан Нижегородской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для Загорской матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” - подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали “кудри” - чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Мастера из Полхово-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.

Слайды № 11, 12, 13

- И последний вид матрешек (После проверки записываем на карточке название матрешки)

3 матрешка фотография загорской матрешки

правильные ответы:

- платок  с завязанными  кончиками

- сарафан

- изображение рук

- фартук  с лямками

- узор в полосе (цветы)

- яркие краски

Загорская (Сергиевская) матрешка

Фрагменты узора:

Загорская (Сергиевская) матрешка Плавно, ровно круглится форма матрёшки, медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Она также наряжена в сарафан, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. И расписывать стали иначе – локальным, чистым и звучным цветом, с черной графической наводкой и быстрыми живыми мазками нехитрого узора, каким украшают традиционные резные игрушки.

- Теперь вы знаете, что есть в России 3 промысла по изготовлению матрешек: Семеновская, Полхово-Майданская, Загорская (Сергиевская)

А на сколько вы внимательны мы сейчас узнаем.

Слайд №14  

Итоги игры. Посчитайте баллы и сделайте для себя выводы.

- 15-18 баллов - великолепно!

- 10-14 баллов – хорошо. Ты  достаточно внимателен.

- 0-9 баллов – удовлетворительно.  Будь внимательнее.

2. Беседа об истории русской матрёшки.

- А кто из вас знает, где и когда впервые появилась матрешка?

Слайды № 15, 16.  

Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей С.И. Мамонтову. МАМОНТОВ Савва Иванович - крупный промышленник и меценат. Будучи тонким знатоком музыки   и изобразительного искусства, Мамонтов С.И. создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России.

с. Абрамцево – Москва. В усадьбе Саввы Мамонтова  часто бывали и работали многие художники и артисты — В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. А. Серов, И. Е. Репин, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, М. А. Врубель, Ф. И. Шаляпин, М. Н. Ермолова.

Слайд № 17

- Из какой же страны она попала в Россию? Это мы узнаем отгадав загадку.

«Название страны»

Последней буквой алфавита

Открыто слово и закрыто.

А между ними без седла

Стоит лошадка, что мала,

Вы это слово знать должны;

Оно название страны.

Яков Козловский

Карта Японии

- Правильно из Японии.

Слайд №18  - Однажды в поместье Саввы Мамонтова попала японская игрушка, привезённая с острова Хонсю. 
Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Слайды №19, 20.

Вот тогда художники и решили попросить знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина  выточить игрушку похожую на эту, но только свою, русскую матрешку.         

Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина,  и он в эскизе  воплотил предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, малень­кий рот. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек, а в руках – черный петух, символ добра и благополучия.

 Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё, то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал-мала меньше.

Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Слайд № 21.

Откуда появилось название матрешка?

Название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России в конце 19 века, уменьшительные имена: Мотя,  Матюша, Матрёша.

Слайды № 22, 23

Физкультминутка

Упражнения для глаз и мышц шеи, вытягивание позвоночника. Написать глазами цифры:1,2,3. Написать подбородком цифры: 1,2,3,4,5

Слайд № 24

Первый в России - и в мире! - музей матрёшки открылся  в 2001 году в Москве.

- Увидеть все промысловые матрёшки из всех центров матрёшечных промыслов можно в Музее матрёшки в Москве (Леонтьевский переулок, дом 7). 

IV. Закрепление пройденной темы:

-Так сколько у нас центров народных промыслов, изготавливающих красавицы-матрешки? (3)

- А как они называются? (Семеновская, Полхово-Майданская, Загорская (Сергиевская))

- А сейчас поиграем в «Угадай-ку»

25 слайд.  

Игра «Угадай-ка»

- Даны 3 матрешки. Определите к какому центру народного промысла они относятся.

Семеновская       Полхово-Майданская    Загорская (Сергиевская)

Ответ: Загорская (Сергиевская), Семеновская, Полхово-Майданская

V. Самостоятельная работа. Эскиз поздравительной открытки

Слайд № 26.

- И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Это будет матрешка-открытка.  Её вы сможете подарить близким :маме, бабушке, сестренке – на 8 марта, день рождения или друзьям. Но сначала сконструируем нужную форму.

Последовательность выполнения работы (слайд № 27, 28, 29)

1. Мысленно делим вертикальную сторону прямоугольника на 3 части, выделяем верхнюю часть горизонтальной линией.

2. Проводим осевую вертикальную линию.

3. Для нахождения головы левую часть делим пополам вертикальной линией. То же самое выполняем  с правой частью.

4. Закругляем углы.

5. Изображение туловища.

6. Нарисовать лицо вам поможет круг.

7. Осторожно нанеси карандашом на лице 2  горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд), в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком).

8. Рисуем платок.

9. Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки.

10. Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

 1.Вам нравится игрушка-матрешка? Чем же?

2. Из какой страны пришел в Россию прообраз матрешки?

3. Кто такой Савва Мамонтов?

4. Почему деревянную игрушку назвали  Матрёшкой?

5. Какие виды матрешек вы запомнили? Сколько их?

VII. Домашнее задание (по выбору)

1. Закрасить эскиз открытки.

2. Выполнить открытку в технике аппликации.

- Закончить урок я хотела бы  стихотворением.

… Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворить руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен.
Желаю вам удач и говорю: “До встречи, милые друзья!”

Метки к статье: изо, конспект урока, 5 класс

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.