Цель урока - изучение истории происхождения анаграммы, усвоение учащимися 5-8 классов умений читать анаграммы.
Задачи: развивать коммуникативные навыки детей в ходе групповой работы.
Материалы: буквы для рефлексии, цветные карандаши, чистый лист бумаги, клей, презентация, чистые листочки для решения анаграмм, карточки с заданиями, совы.
- Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем наше занятие на тему интеллектуальных игр.
- И сейчас, когда мы с вами поздоровались, самое время отметить, какое настроение у вас пред началом занятия.
- У меня есть вот такие буквы, вам нужно раскрасить их в соответствии с вашим настроением.
Если у вас плохое настроение – закрасьте их желтым или другим ярким цветом.
Если у вас хорошее настроение, то закрасьте их темным цветом.
- Но не выкидывайте и не потеряйте буквы т.к. они нам пригодятся в конце занятия.
- Я вижу у вас хорошее \ плохое настроение и сейчас мы с вами… (его поднимем еще больше)
- Мы сейчас проверим, кто же из вас хочет веселиться и кто умеет это делать.
Игра "Луноход"
Всем участникам команды предлагается встать в круг. Один участник становится внутрь круга на корточки и двигается по кругу со словами: "Я – Луноходик 1, пи-пи", одновременно крутя над головой рукой.
Тот, кто засмеется, тоже становится в круг и двигается за первым участником со словами: "Я – Луноходик 2, пи-пи". Так продолжается до тех пор, пока все участники не станут луноходами.
- После того, как мы с вами узнали о вашем настроении, и подняли его, можно начинать занятие.
- Ребята, мы с вами разгадывали шарады и даже придумали свою. Сейчас мы с вами будем разгадывать не шарады, а анаграммы.
- Это тоже очень интересная игра слов.
- Сегодня мы с вами узнаем, что это такое и как их разгадывать, но самое главное что все это Будет проходить в необычной форме, в форме квеста.
Изучение нового материала
- Перед тем как приступить к квесту, нам нужно узнать, что же такое "анаграммы" и как их разгадывать.
Анаграммы – это вид словесных головоломок. В анаграммах принято загадывать не любые слова, а только существительные в форме именительного падежа. Допускается использование имен собственных, уменьшительно-ласкательных форм существительных, слов во множественном числе
Анаграммы перевертыши
При таком варианте анаграмм составляются слова, которые получаются из других слов при чтении справа налево. Например: воз - зов, ток - кот, пара - арап, торг - грот.
Анаграммы с подсказкой
Чтобы облегчить поиск слов, можно дать значение слова, которое нужно найти – например, отобрать слова одной лексической группы или намекнуть на область, к которой оно относится. К примеру: переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия блюд или продуктов питания. (смола, кума, шпала, угар - масло, мука, лапша, рагу)
Стихотворные анаграммы
В стихотворных анаграммах необходимо составить анаграммы из слов, описанных в стихотворении. Это очень увлекательное занятие, хотя и сложное. Количество игроков: 4 - 30. В них могут играть всего несколько игроков, или пары, или целые команды.
Что нужно для игры: маленькие листки бумаги (по одному для каждого игрока), карандаши или ручки.
Как придумать анаграмму?
Прохождение квеста
- Устали сидеть? Значит, самое время приступить к прохождению квеста. Сейчас на слайде я вам покажу задание, вы отгадываете слово зашифрованное там и идете к месту со следующим заданием.
- На месте куда вы придете, вам нужно будет найти карточку красного цвета. На 1 стороне карточки будет написано задание, которое вам нужно правильно прочитать и отгадать, а на другой буква алфавита.
- Если вы пойдете не туда, то я вам об этом скажу. Но ваша задача не только отгадать и найти, а еще и сфотографироваться всей группой рядом с этим предметом. Рамки квеста: 1 этаж школы.
- Ребята сзади на карточках написаны буквы, соедините эти буквы и последнюю карточку.
- Сова – символ мудрости, именно поэтому каждый из вас получает этот символ, за прохождение квеста. Данная сова будет помогать вам на контрольных и экзаменах.
- В конце нашего занятия мне интересно узнать, как изменилось ваше настроение. У вас уже есть украшенные буквы. Сейчас я вам дам следующие буквы и проделаете тоже самое, что и в начале занятия.
- Ребята, вы раскрашивали не просто буквы, вы сейчас составите на листе словосочетание и посмотрим, какое оно получилось позитивное или не очень.
- Теперь посмотрите и скажите, что у нас получилась?
- Видите - у кого-то настроение поднялось, у кого-то осталось неизменным. Значит, нам с вами нужно больше улыбаться и делиться своими лучиками улыбок с теми ребятами, которые сегодня чем-то расстроены.
- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Что изучали? (мы изучали анаграммы)
- Мне понравилось с вами работать, вы очень интересные и каждый из вас замечательный.
- Спасибо за занятие. До свидания!