Конспект занятия для учащихся 5-8 классов по теме "Игры слов: анаграммы"

Цель урока - изучение истории происхождения анаграммы, усвоение учащимися 5-8 классов умений читать анаграммы.

Задачи: развивать коммуникативные навыки детей в ходе групповой работы.

Материалы: буквы для рефлексии, цветные карандаши, чистый лист бумаги, клей, презентация, чистые листочки для решения анаграмм, карточки с заданиями, совы.

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжаем наше занятие на тему интеллектуальных игр.
- И сейчас, когда мы с вами поздоровались, самое время отметить, какое настроение у вас пред началом занятия.

- У меня есть вот такие буквы, вам нужно раскрасить их в соответствии с вашим настроением.

Если у вас плохое настроение – закрасьте их желтым или другим ярким цветом.

Если у вас хорошее настроение, то закрасьте их темным цветом.

- Но не выкидывайте и не потеряйте буквы т.к. они нам пригодятся в конце занятия.
- Я вижу у вас хорошее \ плохое настроение и сейчас мы с вами… (его поднимем еще больше)
- Мы сейчас проверим, кто же из вас хочет веселиться и кто умеет это делать.

Игра "Луноход"

Всем участникам команды предлагается встать в круг. Один участник становится внутрь круга на корточки и двигается по кругу со словами: "Я – Луноходик 1, пи-пи", одновременно крутя над головой рукой.

Тот, кто засмеется, тоже становится в круг и двигается за первым участником со словами: "Я – Луноходик 2, пи-пи". Так продолжается до тех пор, пока все участники не станут луноходами.
- После того, как мы с вами узнали о вашем настроении, и подняли его, можно начинать занятие.

Основная часть

- Ребята, мы с вами разгадывали шарады и даже придумали свою. Сейчас мы с вами будем разгадывать не шарады, а анаграммы.
- Это тоже очень интересная игра слов.
- Сегодня мы с вами узнаем, что это такое и как их разгадывать, но самое главное что все это Будет проходить в необычной форме, в форме квеста.

Изучение нового материала

- Перед тем как приступить к квесту, нам нужно узнать, что же такое "анаграммы" и как их разгадывать.

Анаграммы – это вид словесных головоломок. В анаграммах принято загадывать не любые слова, а только существительные в форме именительного падежа. Допускается использование имен собственных, уменьшительно-ласкательных форм существительных, слов во множественном числе

Анаграммы перевертыши

При таком варианте анаграмм составляются слова, которые получаются из других слов при чтении справа налево. Например: воз - зов, ток - кот, пара - арап, торг - грот.

Анаграммы с подсказкой

Чтобы облегчить поиск слов, можно дать значение слова, которое нужно найти – например, отобрать слова одной лексической группы или намекнуть на область, к которой оно относится. К примеру: переставьте буквы в этих словах так, чтобы получились названия блюд или продуктов питания. (смола, кума, шпала, угар - масло, мука, лапша, рагу)

Стихотворные анаграммы

В стихотворных анаграммах необходимо составить анаграммы из слов, описанных в стихотворении. Это очень увлекательное занятие, хотя и сложное. Количество игроков: 4 - 30. В них могут играть всего несколько игроков, или пары, или целые команды.

Что нужно для игры: маленькие листки бумаги (по одному для каждого игрока), карандаши или ручки.

Как придумать анаграмму?

  1. Загадывается слово, из которого можно составить 2 слова, поменяв некоторые буквы.
  2. Даются определения каждому слову
  3. Нужно по определениям отгадать исходные слова.

Прохождение квеста

- Устали сидеть? Значит, самое время приступить к прохождению квеста. Сейчас на слайде я вам покажу задание, вы отгадываете слово зашифрованное там и идете к месту со следующим заданием.

- На месте куда вы придете, вам нужно будет найти карточку красного цвета. На 1 стороне карточки будет написано задание, которое вам нужно правильно прочитать и отгадать, а на другой буква алфавита.

- Если вы пойдете не туда, то я вам об этом скажу. Но ваша задача не только отгадать и найти, а еще и сфотографироваться всей группой рядом с этим предметом. Рамки квеста: 1 этаж школы.

Заключительная часть. Рефлексия

- Ребята сзади на карточках написаны буквы, соедините эти буквы и последнюю карточку.
- Сова – символ мудрости, именно поэтому каждый из вас получает этот символ, за прохождение квеста. Данная сова будет помогать вам на контрольных и экзаменах.

- В конце нашего занятия мне интересно узнать, как изменилось ваше настроение. У вас уже есть украшенные буквы. Сейчас я вам дам следующие буквы и проделаете тоже самое, что и в начале занятия.

- Ребята, вы раскрашивали не просто буквы, вы сейчас составите на листе словосочетание и посмотрим, какое оно получилось позитивное или не очень.
- Теперь посмотрите и скажите, что у нас получилась?

- Видите - у кого-то настроение поднялось, у кого-то осталось неизменным. Значит, нам с вами нужно больше улыбаться и делиться своими лучиками улыбок с теми ребятами, которые сегодня чем-то расстроены.

- Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Что изучали? (мы изучали анаграммы)
- Мне понравилось с вами работать, вы очень интересные и каждый из вас замечательный.
- Спасибо за занятие. До свидания!

Размер:
19.71 Kb
Скачали:
7

Метки к статье: конспект урока, 5 класс, 8 класс