Тематический урок посвящен празднику русской словесности - Дню словаря (8 класс)

"Жизнь, посвященная слову…" -  вклад В.И. Даля в становление словарного дела в России.

Цели урока:

  • обеспечить формирование целостного представления об истории словарного дела в России;
  • содействовать формированию представления о жизненном подвиге В.И. Даля;
  • сформировать понятие об основных типах словарей;
  • сформировать потребность обращения к словарям, учить работать с книгой – словарем;
  • воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за вклад великих людей России в развитие нашей страны.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, портрет В.И. Даля, таблица "Виды лингвистических словарей и их значение"; на столах толковые словари и словари синонимов.

Предварительная работа

Группа 1

Подготовить сообщения:

  • "Основные типы словарей. Энциклопедические и лингвистические".
  • "Основные этапы развития словарного дела в России. Первые словарные труды".

Группа 2

Подготовить презентацию "Вклад В.И. Даля в становление русского словарного дела". Внутри группы ребята распределили задачи: подбор фактов из жизни В.И. Даля, поиск иллюстративного материала.

Использованные приемы: мозговой штурм, третий лишний, кластер, "толстые" и "тонкие" вопросы, синквейн, прием незаконченного предложения.

Ход урока

Организационный этап

Учитель: Добрый день, друзья! Я очень рада вас видеть! Надеюсь, что наше путешествие в страну знаний будет увлекательным и полезным!
- Прочитайте отрывок из стихотворения Дмитрия Зотова "Нам невозможно жить без словарей", подготовьтесь к выразительному чтению вслух.

Нам невозможно жить без словарей.
Без этих милых сердцу фолиантов.
С ключами от загадок и дверей,
К обителям героев и атлантов.

В них собраны пространства и века.
И мысль как мед, расплавленная в сотах.
Надежно небосводу языка
На прочных и широких переплетах.

- Какие слова вам незнакомы в этом стихотворении? (ответы учащихся)

  • Фолиант - м. [нем. Foliant от лат. folium - лист] Старинная книга большого размера. (обычно форматом в пол-листа)
  • Атлант - [греч. Atlas (Atlantōs)]. 1. обычно мн.: атланты, -ов. Колонна в виде мужской фигуры, поддерживающей перекрытие. По имени древнегреческого мифологического героя Атланта, который за участие в борьбе титанов против богов был осужден Зевсом держать небесный свод.

- Определите тему стихотворения и его основную мысль.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Определение темы урока

Ученики определяют часть темы – "Словарь".
Учитель: Наша тема шире, однако об этом чуть позднее. А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.

- Как вы понимаете высказывание Максимаа Фадеевича Рыльского (поэт, публицист, лингвист) - "Не бойтесь заглядывать в словарь, это пышный сад, а не унылая пропасть" Аргументируйте свой ответ.

- М. Рыльский имел в в виду, что тот, кто раскроет словарь, попадет в мир слов, которыми можно выразить самые разнообразные действия, порывы, мечты, картины действительности.

- Первое впечатление от любого словаря может быть связано с опасением, вызванном огромным количеством материала, но боятся не стоит: На свете существует масса словарей. Это действительно пышный сад, а не унылая пропасть.

- Сейчас можно получить информацию из интернета,но эта информация краткая и не всегда достоверная,порой непонятная.Пользоваться словарями сложнее, чем интернетом, но, если даже ради любопытства, заглянете в словарь, то они откроют вам свои тайны.

- 22 ноября, в день рождения В.И. Даля, отмечается праздник "День словаря".

- Поэтому, сегодня на уроке мы поговорим о словарях, их видах, о становлении словарного дела в России.

- Нам нужно вспомнить и о том, кто внес большой вклад в его развитие. О ком идет речь в высказывании "Жизнь, посвященная слову …"? (На доске демонстрируется портрет В.И. Даля)

Портрет Владимира Ивановича Даля (1801-1872)Портрет Владимира Ивановича Даля (1801-1872)

Корректируется тема урока: Вклад В.И Даля в становление словарного дела в России.

- Тема урока прозвучала, предположите, каких целей мы должны достигнуть. Проводится целеполагание.

Стадия вызова

Учитель: Предположите, что объединяет слова "азбуковник", "глоссарий", "словник"? (Так назывались словари в разные эпохи)
- Попробуйте дать определение понятию "словарь". Как вы думаете, словарь - это современное изобретение человечества? (ответы учащихся)

- Аргументируйте свой ответ. Предположите, сколько лет словарному делу в России?
- Полную информацию вы можете получить сегодня на уроке. А пока продолжим повторение.

Прием "Кластер"

- В таблице "Виды лингвистических словарей и их значение" частично заполнены ячейки верхней строки таблицы. Необходимо самостоятельно заполнить кластеры – вписать в пустые верхние ячейки недостающие виды словарей, а в нижние – их значение. (Ученики должны вспомнить, для чего предназначены толковый словарь, орфоэпический, орфографический, фразеологический, словообразовательный, словари синонимов, антонимов, омонимов, словарь иностранных слов)

Таблица "Виды лингвистических словарей и их значение"Таблица "Виды лингвистических словарей и их значение"

Работа в парах

- Прочитайте соседу по парте то, что записали. Если возникли разногласия, обсудите их и постарайтесь прийти к единому мнению. В спорных случаях вынесите свой вопрос на коллективное обсуждение.

Коллективная проверка

На интерактивной доске скрыта таблица, в которой заполнены все верхние кластеры – названия словарей. Учащиеся называют их значение. Возможно, кто-то из учеников вписал другие виды словарей, называют их значение. Возможно, кто-то из учеников вписал другие виды словарей, например этимологический. Делается вывод о многообразии словарей русского языка.

Этап усвоения новых знаний и способов действий

- Скажите, что является источником ваших знаний о словарях? (Учебники, сообщения учителя, рассказы одноклассников т.д.)
- Сегодня источником новой информации станут для вас сообщения одноклассников.

- Группа ребят-лингвистов получила предварительное задание к уроку, они подготовили небольшие сообщения. Надеюсь, наши юные ученые сумеют дать вам новую информацию, а также подтвердить или опровергнуть уже имеющиеся у вас сведения по данной теме.

- Ваша задача – внимательно выслушать сообщения и заполнить таблицу "Известное / Новое".

Группа 1 "Основные типы словарей. Энциклопедические и лингвистические", "Основные этапы развития словарного дела в России. Первые словарные труды". (Подведение итогов, работа с таблицей)

- Что из того, что вы услышали, было уже знакомо?
- Какие новые сведения о словарях узнали?
- А сейчас проверим, насколько внимательно вы слушали сообщения.

- При помощи приема "Третий лишний" требуется исключить одно из понятий:

  1. Словарь синонимов, фразеологический словарь, философский словарь.
  2. Англо-русский, орфоэпический, этимологический.
  3. Глоссарий, азбуковник, лексикография.

- Вторая группа представит вашему вниманию презентацию "Вклад В.И. Даля в становление русского словарного дела". Ваши задачи на этом этапе: быть внимательными при просмотре презентации, подготовить и записать "толстые" (требующие развернутого ответа) и "тонкие" (требующие односложного ответа) вопросы по теме.

После просмотра – обсуждение при помощи приема "толстые" и "тонкие" вопросы. Пример "тонких" вопросов: "Сколько слов вобрал в себя словарь Даля?", "В течение какого времени трудился Даль над сопоставлением своего словаря?".Пример "толстого" вопроса: "Почему словарь Даля можно называть сокровищницей народного слова?"

Этап применения знаний и способов действий

Работа с текстом

- Словарь В.И. Даля является делом всей его жизни. Однако о своем труде этот великий человек сказал скромно: "Я любил отчизну и принес ей должную мною крупицу по силам".

- Можем ли мы такое бескорыстное служение России считать подвигом? Что такое подвиг? Только ли героический поступок, яркое проявление самопожертвования?
- Чтобы ответить на вопросы, обратимся к словарям.

Работа со словарями

- Выпишите из школьного толкового словаря определение слова "подвиг". Можем ли мы считать подвигом создание словаря? (Да, так как это важное по своему значению деяние, весомый вклад в развитие лексикологии)

- Запишите в тетрадь, какие качества, на ваш взгляд, помогли В.И. Далю при выполнении такой важной и сложной задачи, как составление словаря.(Любовь к родной речи, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность)

- В чем проявляется патриотизм В.И. Даля? Для ответа на вопрос используйте словарную статью к слову "патриотизм". (Работа с толковым словарем)
- Запишите слова, близкие по лексическому значению к выделенному слову. Проверьте себя по словарю синонимов. (Родина, Отечество, родная сторона, отчий край, родной край, родная земля)

- Скажите, в каком случае слова "Родина", "Отечество", "Отчизна" пишутся с прописной буквы, а в каком – со строчной? (Эти слова пишутся с прописной буквы в том случае, если им приписывается высокий смысл. Например, Роман М. Шолохова "Они сражались за Родину" или название государственного праздника День защитника Отечества. Те же слова "родина", "отечество", "отчизна" будем писать со строчной буквы, когда они употребляются значении "место рождения кого-либо", "родная страна")

- Ребята, где мы можем почерпнуть информацию для ответа на данный вопрос? В справочниках по русскому языку. Например, в книге Д.Э. Розенталя "Русский язык. Орфография и пунктуация".

Этап обобщения и систематизации знаний

Прием "Мозговой щтурм"

- А теперь подумайте и скажите, как мы можем связать тему урока, эпиграф к нему и значение труда В.И. Даля? (В. Даль,посвятивший свою жизнь слову, открыл для нас "не унылую пропасть", а"пышный сад", благоухающий изумительной красотой русского слова, ведь не случайно его словарь называют энциклопедией народной жизни. Такой вклад в развитие лексикографии невозможно переоценить)

- "Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге". (В.Я. Брюсов)
- Согласны ли вы с мнением В. Я. Брюсова?Опишите жизненную ситуацию, в которой невозможно обойтись без словаря. (Делается вывод о практическом умении пользоваться словарями)

Этап рефлексии

А теперь проверим, как вы усвоили материал урока.

Прием "Синквейн" по теме "Словарь" или "В.И. Даль". (на выбор)

Возможные варианты:
Словарь
Энциклопедический и лингвистический
Обобщает, систематизирует, разъясняет
"Вселенная в алфавитном порядке"
Книга книг
***
В.И. Даль
Целеустремленный, неутомимый
Собирает, записывает, составляет
"Он открыл рудник словесный"
Патриот

Прием незаконченного предложения

- Закончите высказывания:

  • "Я не знал…"
  • "Теперь я знаю…"
  • "Сегодня я понял…"
  • "Мне особенно понравилось…"

Домашнее задание

  1. Написать сочинение-рассуждение на тему "Почему труд В. И. Даля можно назвать подвигом?".
  2. Как я понимаю высказывание: "Он открыл рудник словесный... " Письменный ответ на поставленный вопрос.
  3. Согласны ли вы с высказыванием выдающегося русского филолога-слависта Измаила Ивановича Срезневского, что "Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека…" (Письменный ответ на поставленный вопрос)

Выставление оценок за урок.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 8 класс