Цель занятия: учиться учащихся 7-8 классов формировать лингвистический вопрос и предлагать варианты поиска ответа на них.
Оборудование: сканы текстов на древнерусском языке, интернет, доска, тетрадь открытий.
(* читать вместо "ерь" "ять")
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
(А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане")
Я на брегу парнасских вод
Любил марать поэмы, оды
(А.С. Пушкин "Дельвигу")
Предложение сформулировать 1-2 вопроса по наблюдаемому материалу. Выбор формы работы, удобной для учащихся. (индивидуальной, парной или групповой)
Выбор метода решения проблемной ситуации: наблюдение за лингвистическим материалом.
Проведение эксперимента. Предполагаемые результаты.
В 1-ом предложении разное написание слова "берег" вызывает вопрос: С чем связана разница в написании слов? (со значением? со стилистической окраской?)
Во 2-ом, 3-ем предложениях слова одного и того же падежа имеют разные окончания. Как объяснить эту разницу?
Привлечение к обсуждению.
а) консультанта-учителя.
б) интернета и т.п.
Если предположить, что у старославянского слова и БЕРЕГ разное значение, следовательно, надо выяснить, к каким они языкам относятся. (старославянскому, церковнославянскому, древнерусскому, современному русскому языку)
Пробуем сравнить δ и "Е". (такой способ работы называется сравнительным анализом) Исследование теории показывает, что эти буквы в устной речи произносятся одинаково; использование δ является следствием нерусского происхождения слова.
Значит, словарь церковнославянского языка даст нам ответ на вопрос о значении слова. Оно также обозначает высокий берег, остров, иногда скалу, но употребляется в литературе религиозного содержания, в житиях, поучениях. Древние проповедники предостерегали верующих от ошибок, чтобы не разбились они о берега безнравственности.
Кстати, слово брег в современном оформлении имеет высокую стилистическую окраску и употребляется в поэтической речи. Примеры "на бреге" и "на брегу" так же, как "на береге" и "на берегу" в современном языке находятся в одной падежной форме - в предложном падеже.
Сразу формулируется ответ: одно из сочетаний устаревшее. Однако примеры свидетельствуют, что во времена Пушкина употреблялись в обеих формах. Почему?
Чтобы ответить на вопрос, необходимо обратиться к теории, к разделу "Морфология. Имя существительное".
Результат поиска одной из групп
Древнерусские существительные имели 3 рода, 3 формы числа: (единственное, множественное, двойственное), 7 падежных форм (вместо предложного-местный); 7-ой – звательный (специальная звательная форма для существительных мужского и женского рода – т.е. современное обращение)
В древнерусском языке было не 3, а несколько типов склонения существительных. Слова относились к определенному типу в зависимости от звука (гласного или согласного) в конце древней православной основы. В результате развития системы склонений появились варианты падежных форм, с которыми мы встретились в наших примерах.
Вывод:
Предложение учащимся сформулировать творческое домашнее задание однокласснику по аналогии с работой на занятии.