Внеурочное занятие по подготовке к олимпиаде учащихся 7-8 классов "Есть вопрос - будет ответ"

Цель занятия: учиться учащихся 7-8 классов формировать лингвистический вопрос и предлагать варианты поиска ответа на них.

Оборудование: сканы текстов на древнерусском языке, интернет, доска, тетрадь открытий.

Ход занятия

Актуализация знаний

  1. Работа с темой занятия "Есть вопрос-будет ответ".
  2. Мотивация. Размышления над вопросом: "Насколько важно уметь задать вопрос?"
  3. Целеполагание.
  4. Наблюдение за лингвистическим материалом.

Надпись на старославянском языкеНадпись на старославянском языке

(* читать вместо "ерь" "ять")

И останутся на бреге
Тридцать три богатыря
(А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане")

Я на брегу парнасских вод
Любил марать поэмы, оды
(А.С. Пушкин "Дельвигу")

Создание проблемной ситуации

Предложение сформулировать 1-2 вопроса по наблюдаемому материалу. Выбор формы работы, удобной для учащихся. (индивидуальной, парной или групповой)
Выбор метода решения проблемной ситуации: наблюдение за лингвистическим материалом.
Проведение эксперимента. Предполагаемые результаты.

В 1-ом предложении разное написание слова "берег" вызывает вопрос: С чем связана разница в написании слов? (со значением? со стилистической окраской?)
Во 2-ом, 3-ем предложениях слова одного и того же падежа имеют разные окончания. Как объяснить эту разницу?

Обсуждение способов решения лингвистических задач

Привлечение к обсуждению.

а) консультанта-учителя.
б) интернета и т.п.

Если предположить, что у старославянского слова и БЕРЕГ разное значение, следовательно, надо выяснить, к каким они языкам относятся. (старославянскому, церковнославянскому, древнерусскому, современному русскому языку)

Пробуем сравнить δ и "Е". (такой способ работы называется сравнительным анализом) Исследование теории показывает, что эти буквы в устной речи произносятся одинаково; использование δ является следствием нерусского происхождения слова.

Значит, словарь церковнославянского языка даст нам ответ на вопрос о значении слова. Оно также обозначает высокий берег, остров, иногда скалу, но употребляется в литературе религиозного содержания, в житиях, поучениях. Древние проповедники предостерегали верующих от ошибок, чтобы не разбились они о берега безнравственности.

Кстати, слово брег в современном оформлении имеет высокую стилистическую окраску и употребляется в поэтической речи. Примеры "на бреге" и "на брегу" так же, как "на береге" и "на берегу" в современном языке находятся в одной падежной форме - в предложном падеже.

Сразу формулируется ответ: одно из сочетаний устаревшее. Однако примеры свидетельствуют, что во времена Пушкина употреблялись в обеих формах. Почему?
Чтобы ответить на вопрос, необходимо обратиться к теории, к разделу "Морфология. Имя существительное".

Результат поиска одной из групп

Древнерусские существительные имели 3 рода, 3 формы числа: (единственное, множественное, двойственное), 7 падежных форм (вместо предложного-местный); 7-ой – звательный (специальная звательная форма для существительных мужского и женского рода – т.е. современное обращение)

В древнерусском языке было не 3, а несколько типов склонения существительных. Слова относились к определенному типу в зависимости от звука (гласного или согласного) в конце древней православной основы. В результате развития системы склонений появились варианты падежных форм, с которыми мы встретились в наших примерах.

Результат наблюдения одной из групп и оценивание его другими группами

Вывод:

  1. Наблюдение за языковым явлением должно сопровождаться вопросом или вопросами.
  2. Поиск ответа следует вести через сравнительный анализ и с помощью опоры на лингвистические справочники.

Рефлексия

Предложение учащимся сформулировать творческое домашнее задание однокласснику по аналогии с работой на занятии.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!