Урока родного языка в форме соревнования команд для 5 класса "История в слове: наименования предметов традиционного русского быта"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с предметами русской старины, показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;
  • формирование представлений об облике русской избы, о традициях русского народа;
  • познакомить с лексическим значением устаревших слов.
  • прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Планируемые образовательные результаты:

  • углубление знания об убранстве крестьянской избы, внутреннем мире и предметах быта крестьян.
  • развитие ценностного отношения к русской национальной культуре.

Оборудование: презентация, задания для обучающихся, карточки-подсказки, карточки "кирпичики" дома, макет избы.

Базовый учебник: О.М. Александрова "Русский родной язык".

Ход урока

Организационный момент

На входе дети выбирают жетон красного или желтого цвета.
Учитель: Ребята, в классе у нас тепло и уютно. Окружают вас добрые друзья. Желаю, чтобы на уроке вам было интересно и комфортно.
- А урок наш будет необычным, вам предстоит соревнование двух команд.

- Команду "Горница" составят те ученики, у которых красные жетоны, команду "Завалинка" - те, у кого желтые жетоны. (Рассаживаются по командам)
- Победу одержит та команда, которая первая соберет из слов-подсказок ключевую фразу. Подсказки вы заработаете в ходе урока.

- Я вас хочу пригласить... Отгадайте, куда? (звучит русская народная песня "Изба")
- Правильно, в избу.

Актуализация и пробное учебное действие

- Ребята, как вы думаете, почему я пригласила вас в русскую избу? (ответы детей)
- А какие пословицы вы нашли дома об избе?
- Я приготовила тоже для вас пословицы, только вы должны их собрать из отдельных слов.

Не красна изба углами, а красна пирогами.
Избу вести - не лапти плести. (За правильное выполнение команды получают в награду запакованный конверт, открывать его пока нельзя)

Выявление места и причины затруднения

- Посмотрите на иллюстрацию. Какие предметы вы видите? (Изба, печь и много хозяйственной утвари)
- Многие предметы крестьянского труда и быта еще в начале XX века находились в каждодневном обиходе русского крестьянина и с самых малых лет хорошо были известны каждому ребенку.
- А можете ли вы сегодня правильно назвать предметы быта и рассказать о том, как они использовались в старину?

- Почему не получается? (слов не знаем)
- Хотите узнать историю слова? Есть среди вас любопытные?
- Так о чем мы будем сегодня говорить? (о предметах русского быта)
- Какая тема нашего урока?

- Запишите тему урока. Как вы думаете, какие будут цели нашего разговора?
- Сегодня мы сможем нарисовать картину быта и устоев тех времен, представить, как жили наши предки, ведь жилище – один из важнейших и наиболее ярких показателей культуры народа.

- Мы подробнее рассмотрим предметы быта, которые входили в интерьер избы и узнаем историю старинных вещей.
- Узнаем секрет крепкой семьи.

Целеполагание и построение выхода из затруднения

М.В. Ломоносов сказал: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего".
- Как вы понимаете данные строки? Почему так важно знать свое прошлое? Свой устный ответ аргументируйте. (Ответы детей)
- Мы живем в век компьютерных технологий, забываем о старине. А так можно забыть истоки народной культуры. Как жили русские люди?

- Чем украшали свой быт?
- Какую роль в жизни человека играл каждый предмет?
- Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Творческая практическая деятельность

Работа с текстом

Учитель: Прочитайте текстна слайде. Определите тему текста. Какое предложение наиболее ярко отражает его основную мысль?
- Спишите по командам 1 и 2 абзацы, вставляя пропущенные буквы.

- С какими видами орфограммы вы работали?

"Внутренн..е устройство избы отличалось пр..стотой. Основное пространство избы занимала печ(?), которая на большей части территории (Р/р)оссии располагалась у входа, справа или слева от дв..рей. Стол всегда ст..ял в красном углу, по диагонали от печи. Над ним была ра..положена божница – полочка с иконами.

Вдоль стен шли неподвижные ла(в/ф)ки, на ними – врезанные в стены полки. В задн..й части избы от печи до б..ковойст..ны под потолком устраивался д..ревянный настил, на котором спали, - полати. Вся эта неподвижная обстано(ф/в)ка избы строилась плотниками вместе с домом и назвалась хоромным нарядом".

- Оценивание своей работы. За выполненное задание вы вновь получаете закрытые конверты.
- Так с чего же начинался дом, вы знаете? (дети рассуждают)
- Так давайте вместе узнаем?!

Работа со словарными статьями

Дети ищут в толковом словаре имени М.Фасмера слова "зодчий", "изба", "хоромы". (Снова подсказки в конвертах в награду)
Учитель просит выписать эти понятия в тетрадь.

Физкультминутка

Учитель: Наши предки после трудов выходили за околицу и играли в игры. Давайте поиграем в игру "Золотые ворота". (Ребята уже знают правила)

Описание: Пара игроков встает лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – "ворота" говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!

- С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

Работа с макетом избы

Учитель: Заглянем внутрь, как же выглядела изба изнутри. (Учитель показывает макет, в котором каждый предмет повторяет оригинал в уменьшенном масштабе. Детям разрешается подойти и рассмотреть поближе избу)

В избе была одна комната-горница, она была и кухней и спальней. Здесь находились деревянные предметы быта - стол, лавки, колыбель, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики и дорожки. Стол покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья.

Сундук - неотъемная часть предметов народного быта русского народа. В сундуке хранилось приданое. Девушка, выходящая замуж забирала его в дом мужа.

Несмотря на то, что изба состояла из одной большой комнаты, она разделялась на зоны: красный угол, мужской угол, бабий кут. Важное место занимала русская печь. В ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. А еще печь является сказочным персонажем.

- Скажите, ребята, а какие сказки вы знаете, в которых упоминается печь? В каких-то сказках она играет чуть ли не главную роль! (По щучьему веленью, Гуси-лебеди, Колобок, Лиса и Волк…)
- Молодцы, много сказок знаете!

- А что же готовили в печи? Какова же была основная пища русских людей? (Каша)
- Молодцы! Из блюд у русских главной едой после щей и хлеба была каша пшенная, овсяная, пшеничная, сытная, наваристая. Она была вкусна как горячая, так и холодная.
- Есть даже такая русская пословица: "Щи да каша - еда наша".

"Хлеба ни куска, стол-доска", - так говорили крестьяне. Стол занимал важное место и служил для ежедневной или праздничной трапезы.

Когда же в дом входил гость, первым делом его взгляд натыкался на божницу, или как в народе говорят – красный угол. Здесь совершались ежедневные моления, это было самое почетное место в доме. Красный угол нарядно украшали и держали в чистоте. Вокруг икон подвешивали рушники – расшитые полотенца. Кроме того изба делилась на мужскую и женскую половины.

Бабий кут – это женская половина. Здесь женщины и девушки занимались женской работой: пряли, ткали, шили, вязали. Происходило это в то время, когда заканчивались летние полевые работы, собран урожай и наступила глубокая осень.

- Давайте-ка посмотрим, какими утюгами раньше гладили белье! Первый русский утюг и на утюг-то не похож. Посмотрите! (Показать рубель)
- Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской - рубелем. Затем появились утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг)

- Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам и размахивали утюгом, чтобы он не остывал. Обычно хозяйки пользовались сразу двумя утюгами: пока один нагревался на плите, другим гладили. Когда утюг остывал, их меняли местами.

Коник – это мужской угол. Здесь хранились инструменты и заготовки, которые были необходимы мужчине во время зимних работ. Он изготавливал конскую упряжь, плел лапти и короба, делал туески из бересты, шил кожаные изделия, изготавливал деревянную посуду.

Полати были любимым местом детворы, так как с их высоты можно было наблюдать за тем, что происходит в избе, особенно в праздничные дни. Лавки тоже старались украшать домоткаными ковриками, дорожками.

- Откроем "Сундук загадок". Что же в нем лежит?

1. Стоит бычок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

2. Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю.
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)

3. Купили новенькое,
Такое кругленькое,
Качают в руках,
А оно все в дырках. (Сито)

4. Черный конь
прыгает в огонь. (Кочерга)

5. Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
людям отдает,
А сам на отдых идет. (Ухват)

6. Сколько ни мучь,
ни кипяти, а белее не сделаешь. (Чугун)

- За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Вам рассказали лишь о некоторых, причем все они стали настолько привычными, что пользуясь ими, мы не замечаем их. Или не так много знаем о них.

- А у каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна. (в качестве награды каждая команда снова получает подсказку в закрытом конверте)

Работа с текстом учебника

Стр. 36-37 упр. 33. Изба.
Учитель: Откройте учебник. Прочитайте еще один фрагмент "Толкового словаря живого великорусского языка". Что нового вы узнали об этом слове?
- Какие значения слова изба отмечены в словаре?

- Какие избы в зависимости от способа обогрева описаны в словарной статье?
- Каково внутреннее устройство старинной крестьянской избы? На какие части она делилась?

Итог урока

Теперь каждая команда открывает свои конверты с подсказками. Кто же первый соберет ключевую фразу? (Дети на могут составить фразу, каждой команде не хватает слов)
- Не получается? Что же делать? (Кто-то из учеников догадается, что надо объединить подсказки двух команд)

Получилась фраза: Когда мы едины, мы непобедимы.

- Как вы понимаете эти строки? Чему они вас учат?
- Только в единстве, сообща рождается истина. Вы объединили усилия, удвоилась ваша сила, и победа одержана!
- Победа не отдельной команды, а всего класса! Так и вся Россия, ребята, едина и непобедима!

Рефлексия

- Подведем итоги. Подумайте и продолжите предложения:

  • Мне было интересно …
  • Меня удивило …
  • Мне захотелось …
  • Я понял, что ...

Учитель: Итак, мы узнали об устройстве и убранстве русской избы. У каждого из вас тоже есть дом, куда вы побежите после уроков.
- В заключение урока я хочу, чтобы вы собрали дом для большой семьи из имеющихся "кирпичиков".

согласие

взаимоуважение

любовь

почитание старейших

искренность

традиции

трудолюбие

единство

Домашнее задание

С. 38 упр. 35. К одному фразеологизму нарисуйте иллюстрацию.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, 5 класс