Цель урока: формирование умения различать простые и сложные предложения с союзом И.
Задачи:
Оборудование: тетради, учебники, ноутбук, экран, карточки для индивидуальной работы.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?
Оформление тетрадей; запись темы, самостоятельная формулировка цели урока.
Индивидуальная работа со схемами на доске
Расшифровать схемы с однородными членами и схему сложного предложения, привести примеры, составить связный рассказ с опорой на схемы, самооценка.
- Что называется предложением?
- Какие виды предложений вам известны?
- Какие члены называются главными?
- Какие члены называются однородными?
- Чем оделяются однородные члены, что их может связывать?
Работа с четверостишием организационного момента
- Объясните постановку знаков конца предложения в стихотворении.
- Объясните постановку запятых во 2 предложении.
- Назовите однородные члены, которые употреблены в этом тексте.
Абонемент, бюллетень, гражданин, демократия, искусство, квалификация, континент, национальность, операция, парашют, рентген, секретарь, фойе.
- Прочитать вполголоса. Значение каких слов осталось неизвестным? (ответы учащихся)
- Запомните данные слова, запишите по памяти. (взаимопроверка стр. 263, взаимооценка)
- Ребята, на стр. 233 учебника есть отрывок из знаменитой сказки А.С. Пушкина, прочитайте его про себя и подготовьте чтение вслух.
- Как называется сказка?
- Из скольких предложений состоит отрывок?
- Какая проблема может возникнуть у человека, не знающего правила русского языка при написании данных предложений?
- Опираясь на схему учебника, помогите человеку разобраться с постановкой запятых в данном отрывке.
Работа с упражнениями учебника
1. стр. 233, упр. 335 (2 учащихся у доски, 1 выписывает простые с однородными членами, 2 – сложные. Ребята класса проверяют и оценивают работу одноклассников)
Зарядка для глаз "Золотые часы", упражнения для осанки
2. стр.234, упр. 336
Задания разных уровней:
Комментированное письмо
Ученик диктует текст по предложениям, остальные записывают, по цепочке комментируя орфограммы и знаки препинания.
Шторм
Гроза налетела внезапно. Ударил гром, и хлынули потоки дождя. Море потемнело и разбушевалось. Оно заливало берег, волны бились о набережную.
Небо над морем стало бурым, и молнии разрезали его со всех сторон.
- С какой проблемой мы с вами столкнулись в начале урока?
- Что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в постановке запятой перед союзом И?
- В каких случаях мы обязаны поставить перед и запятую?
- Когда запятая перед и не ставится?
Домашнее задание (по уровням)