Конспект урока русского языка 8 класс "Знаки препинания при однородных членах предложения"

Цель: углубить знания восьмиклассников об однородных членах предложения.

Задачи:

  • вспомнить об однородных членах предложения, способах их связи в предложении;
  • развивать навыки правильной постановки знаков препинания при однородных членах предложения, соблюдая интонационные особенности предложений;
  • научиться опознавать предложения с однородными членами, строить схемы.

Ход урока

Оргмомент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

- Ребята! Улыбнемся друг другу, гостям и скажем: "Доброе утро!"

Орфоэпическая разминка

С последующей проверкой, работа в парах.

Карточка № 1

Расставить ударение в словах: свекла, крапива, верба, щавель, туфля, нет туфель, подошва, торты, нет тортов, мне позвонят, ты позвонишь, созвонимся, жалюзи, красивее, статуя, недуг.

Карточка № 2

Свекла, крапИва, вЕрба, щавЕль,тУфля, нет тУфель, подОшва, тОрты, нет тОртов, мне позвонЯт, ты позвонИшь, созвонИмся, жалюзИ, красИвее, стАтуя, недУг.

- Продолжаем создавать доброе настроение, тем, кто получил "5" взять красные цветы, кто получил "4" зеленые цветы, кто получил "3" - синие, у кого больше пяти ошибок – серые. Украсим наш весенний букет…

Мотивация учебной деятельности

- Ребята, посмотрите внимательно на следующие предложения. (Учитель зачитывает)

  • Мал золотник, да дорог.
  • Ночью ветер злится да стучит в окно.
  • Перед глазами ходил океан, и гремел, и колыхался, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
  • Человек с трудом переносит как мороз, так и жару.

- Чем примечательны эти предложения? (Это предложения с однородными членами)
- Обратите внимание на знаки препинания между однородными членами.
- Где-то они ставятся, где-то нет. Теперь, я думаю, вы можете определить, какова тема сегодняшнего урока.

Формулирование темы урока и задач урока

Записывают в тетради тему урока: Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
Цель нашего урока: Углубить знания восьмиклассников об однородных членах предложения.
- Какие задачи мы должны поставить перед собой, чтобы успешно изучить эту тему?

Задачи:

  1. Вспомнить определение "однородных членов" предложения, способы их связи.
  2. Развивать навыки правильной постановки знаков препинания при однородных членах предложения, соблюдая интонационные особенности предложений.
  3. Научиться опознавать предложения с однородными членами, строить схемы.

- Переходим к решению 1-ой задачи. Какие члены предложения называются однородными? Как они связываются между собой?

Актуализация опорных знаний

Сценка "Интервью с однородными членами предложения"

Журналист: Уважаемые телезрители, сегодня у нас в гостях Однородные члены предложения. Скажите, кто из вас будет первым отвечать на вопросы?
О.ч.: На любые вопросы мы отвечаем только вместе.
Журналист: Что вы делаете в предложении?

О.ч.: Выполняем работу одного из членов предложения.
Журналист: Какого члена предложения?
О.ч.: Любого – хоть главного, хоть второстепенного.

Журналист: Кто из вас главный?
О.ч.: Мы абсолютно равноправны, подчиняемся же нашему руководителю: одному из членов предложения или главному в словосочетании.

Журналист: Что вы хотите пожелать своим слушателям, ученикам?
О.ч.: Ставьте между нами запятые, но помните о союзах; читайте учебник и учите правила.

Прочитаем материал!

  • Отвечают на один и тот же вопрос.
  • Относятся к одному и тому же члену предложению или поясняются одним и тем же членом предложения.
  • Выполняют одинаковую синтаксическую функцию.
  • Равноправны. (соединены сочинительной связью)

Разминка

- Вспомним разряды сочинительных союзов.

Правая рука вверх – противительный союз.
Обе руки вверх – разделительный.
Обе руки вверх и хлопок – соединительный союз.

Учитель диктует союзы: и, также, но, или, либо, зато, однако, как…так и.

- Ребята, вы согласны с тем, что первая задача решена. (ответы учащихся)
- Переходим к решению второй задачи.

Работа по группам, учебник стр. 65-66.

І группа – пользуясь данным материалом, рассказать правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

  1. О, О, О
  2. О, а (но) О
  3. и О, и О, и О

О и О, О и О
или О, или О

1. как О, так и О
не только О, но и О
не столько О, сколько О

ІІ группа – данные схемы проиллюстрировать примерами.

  1. О, О, О
  2. О, а (но) О
  3. и О, и О, и О

О и О, О и О
или О, или О

1. как О, так и О
не только О, но и О
не столько О, сколько О

- Ребята! Но есть случаи, когда запятая между однородными членами не ставится. (слайд)
- И с ней мы успешно справились! Приступаем к выполнению третьей задачи.

Работаем с карточкой. Для выполнения этого задания ученики обращаются к карточкам, заранее оставленным на их столах.

Карточка № 3

- Перепишите предложения, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания, составьте схемы.

  1. Небо ос..нью уд..вительно прозрач(?)ное чистое и высокое.
  2. Легким дуновением ветер срывает листоч(?)ки с деревьев и кружит их в осе(н,нн)ем вальсе лист..пада.
  3. Ос..нь пропитана и нежностью и утонче(н,нн)остью и в каком(то) смысле мудростью.
  4. Природа ос..нью не только во..хитительна но романтич(?)на и трогательна.

Карточка № 4. "Знаки препинания при однородных членах"

Впишите номера предложений, в которых запятая между однородными членами не ставится. Впишите номера предложений

  1. День был совершенно ясный, тихий, жаркий. (Л. Толстой) (Пословица)
  2. Малинин встретил взгляд Синцова и тоже несколько секунд молча смотрел ему в глаза. (К. Симонов)
  3. У зазнайки Егорки похвалы да отговорки. (Пословица)
  4. Не только штык, но и колос врага колет. (Пословица)
  5. Как летом, так и зимой для наблюдательного человека в тайге много интересного. (Е. Пермитин)
  6. Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках, либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом. (И. Тургенев)
  7. Лизонька поднялась сегодня ни свет ни заря.
  8. Ветер резал лицо, и не то снег, не то дождь, не то крупа изредка принималась стегать по лицу. (Л. Толстой)

- Мы завершили решение всех задач. Как вы думаете, достигли ли мы цели?

Домашнее задание

§35 выучить.
Упражнения: 73, 74 (1,2)

Рефлексия

Выбери понравившееся начало и продолжи предложение.

  • Было трудно …
  • Было интересно …
  • Теперь я могу …
  • Я бы хотел (а) …
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!