Цель урока: обеспечить усвоение нового материала по теме "Смысловые частицы", создать условия для формирования навыка различения смысловых оттенков частиц, обобщить и систематизировать знания по теме "Частицы".
Задачи:
Оборудование и дидактические материалы: видеопроектор, ноутбук, презентация к уроку, дидактический материал раздела, карточки для индивидуальной работы.
Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем работать над темой "Служебные части речи" и на этом уроке мы продолжим разговор о частицах.
- Давайте вспомним то, что мы узнали на предыдущих уроках о частицах.
Ответы учащихся:
Во время ответов учеников учитель на экране размещает ключевые слова: частицы, служебная часть речи, образование форм слов, дополнительные смысловые оттенки.
Учитель: Что такое частицы, мы представление имеем. Найдите, пожалуйста, частицы в предложенном вам тексте.
Дороги! Кажется, нет более привычного для человека слова. И все-таки у каждого человека свое представление о дороге. Идет ли малыш в первый класс, едет ли юноша в университет, отправляется ли солдат на службу – все проходят своей дорогой. Иногда она может наскучить: один и тот же путь, одни и те же впечатления, одна и та же цель – словом, каждый день одно и то же.
И тогда ее захочется изменить. Свернуть с привычного курса страшновато, но все же увлекательно. И человек подчас говорит себе: "Поеду-ка я путешествовать! Поменяю-ка я работу! Что бы ни случилось, пусть откроются новые горизонты, новые перспективы".
- На какие две группы вы их могли бы разделить? (Ответы учеников)
Учитель размещает ключевые слова: формообразующие, повелительное наклонение, условное наклонение, степень сравнения, смысловые.
- Какие трудности возникли при выполнении задания, в чем допустили ошибки? Почему это произошло?
- Исходя из того, что вы сказали, сформулируйте тему урока. (Смысловые частицы)
- Поставьте цели на сегодняшний урок.
Ответы учеников: За урок мы должны:
- Итак, цели поставлены – знаем к чему стремимся. Начнем работу над темой.
- Открываем, пожалуйста, тетради, оформляем работу.
- Большую часть урока мы будем работать со смысловыми частицами. Какова их роль? (привносят дополнительный смысловой оттенок)
- Чтобы разобраться, какие смысловые оттенки есть у частиц, предлагаю провести эксперимент в группах.
- Всем группам будет дано одно и то же предложение. Необходимо добавить в предложение частицы, данные в таблице, определить, какой дополнительный смысловой оттенок появился у предложения.
Во время долгих путешествий часто вспоминаешь родные места.
Не, отнюдь не, вовсе не
Вон (как), вот (как)
Неужели, разве, ли
Едва ли, вряд ли
Куда как, как (восклицательные предложения)
Лишь, именно, исключительно
Ученики читают получившиеся предложения, указывают значение частиц.
Учитель демонстрирует ключевые слова: отрицательные, указательные, вопросительные, восклицательные, выделительные, сомнения, смягчения.
Ученики заполняют таблицу.
- Теперь вы знаете значения смысловых частиц, можете привести примеры этих частиц.
- Надеюсь, вы достаточно легко сможете увидеть частицы в тексте. Спишите текст (задание 3), вставив пропущенные буквы, укажите частицы и их разряд.
Дороги! Как много о них написано и как много еще не написано! Разве найдется писатель, герой которого ни разу в жизни не совершил хотя бы одного путешествия?! Едва ли отыщешь такого в мировой литературе.
Вряд ли отстанут от своих героев писатели. Неутомимым путешественником был А.С. Пушкин. Забавно сетуя на неудобства, он писал в своих "Дорожных жалобах": Долго ль мне гулять на свете?!
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?..
Трудна дорога путешественника. Пусть хранит судьба тех, кто в пути! Именно им дано постичь красоту и многообразие мира.
Ученики называют орфограммы, указывают правильное написание слов. Ученики выделяют частицы, указывают их разряд.
- Что общего между первым и вторым текстом? (тема, тип речи, стиль текстов)
- Оцените выполненную вами работу, поднимите руку те, кто во втором тексте успешнее справился с выделением частиц.
Учитель: Большинство из вас теперь имеет представление о частицах, сможет их отличить от других частей речи.
- Давайте обобщим материал, который мы изучили по этой теме. Опираясь на ключевые слова, составьте текст о частицах или схему, опираясь на которую, вы легко расскажете о частицах. (Один из учеников проговаривает текст о частицах, другой чертит схему на доске)
- Вы сейчас знаете, что такое частица, знаете, каковы ее функции, умеете отличать частицу от других частей речи.
- Но нам также важно правильно использовать частицы в собственной речи. Поэтому я попрошу вас составить текст из 3-5 предложений, используя частицы.
- Так как мы с вами говорим сегодня о дороге, то, наверное, будет логично продолжить разговор. Постоянно находиться в пути невозможно.
- Все равно необходимо останавливаться в пути, осмысливать то, что с тобой произошло.
- И очень важно, чтобы было такое место, куда хочется вернуться. Тема текста "Возвращение домой". (Учащиеся записывают в тетради тексты, читают их)
- Вспомните, пожалуйста, цели, поставленные на сегодняшний урок. Каких из них мы достигли? (учащиеся отвечают)
- Проанализируйте свою работу на уроке. Дайте ей оценку, составив предложение с частицей.
- Мы убедились, что вы осознанно используете в своей речи не только формообразующие, но и смысловые частицы – урок можно завершить.
- Спасибо за работу.