Конспект урока русского языка в 7 классе "Действительные причастия прошедшего времени"

Цели урока:

  • систематизация знаний о причастии, проверка уровня знаний учащихся по данной теме;
  • формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки;
  • знакомство со способами образования действительных причастий прошедшего времени.

Задачи учителя: учить устанавливать причинно-следственные связи при применении правила, создать условия для развития речевой культуры.

Задачи учащихся: выбрать соответствующий суффикс для действительного причастия настоящего времени, продемонстрировать виды разбора при изучении данной темы.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые тинейджеры. Я надеюсь, вы в полном здравии.
- Открываем тетради, записываем дату и вид работы.

Мотивация к учебной деятельности

Работа с текстом. (повторение раздела "Лексика и орфография")
- Честно признаться, мне не особо нравится слово, которое я использовала для обращения к вам. В свое время многие языковеды активно противоборствовали внедрению заимствованных слов в русский язык. Оставьте строку для темы урока, запишите небольшой текст.

- Русский язык – явление развивающееся. На современном этапе его границы ширятся благодаря понятиям, приходящим из других языков. Однако практически любому заимствованию в нашем языке есть аналог.

- Зачем же употреблять слово "тинейджер", прибывшее из английского языка и сразу привлекшее к себе внимание, если есть русское слово… (какое?) "подросток"?
Задание: пояснить орфограммы.

Актуализация знаний

Задание: указать и пояснить слова, синтаксические структуры, относящиеся к темам прошлых уроков: причастия, причастные обороты.

- В.И. Даль дал такое определение: "Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного". Докажите справедливость его высказывания. (устно указать признаки прилагательного и глагола в каждом из причастий)

Введение в тему. Постановка цели и задач урока

- Среди причастий в тексте укажите те, с которыми еще не приходилось работать. Выпишите их в столбик: прибывшее, привлекшее.
- Укажите разряд причастий, определите время.
- Сформулируйте тему и основные задачи урока.

Первичное усвоение новых знаний

Сравнительный анализ (способы образования ДП прошедшего времени)

Задание:

  1. К уже записанным причастиям добавьте еще два слова: прибывшее, привлекшее, бегущий, летящий.
  2. Напротив ранее изученных причастий запишите исходный глагол в нужной форме, выделите его основу, поясните.

Бегущий – беж-ит (основа наст.вр. глагола несовершенного вида, I спр. + -ущ- + окончание прилагательного)
Летящий – лет-ит (основа наст.вр. глагола несовершенного вида, II спр. + -ящ- + окончание прилагательного)

- Пригодна ли ДПНВ категория переходности? Примеры? (летящий над морем, пьющий чай)

Вывод: ДПНВ берут свою основу у глаголов несовершенного вида (переходных и непереходных), настоящего времени с добавлением суффиксов -ущ-, -ющ- (для I спряжения) или -ащ-, -ящ- (для II спряжения)

- Попытайтесь повторить процедуру с вышеуказанными глаголами.
- С какими трудностями столкнулись? В какую форму следует поставить исходный глагол? (ответы учащихся)
Прибывшее – прибы-ть (основа инфинитива глагола совершенного вида на гласную + -вш- + окончание прилагательного)
Привлекшее – привлечь (основа инфинитива глагола совершенного вида на согласную + -ш- + окончание прилагательного)
Напомнить: у инфинитива на -чь нулевой суффикс (от устаревшего "привлек-ти").

- Добавьте к имеющимся причастиям еще два. Какие еще глагольные признаки можно обнаружить у причастий?

Злившийся (на себя) – возвратность (-ся), непереходность, несовершенный вид.
Пивший (воду) – переходность, несовершенный вид.

Вывод: ДППВ образуются от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени, при добавлении суффиксов -ш- (с основой на согласную) и -вш- (с основой на гласную).

Физминутка

- Проведем тематическую физминутку. Даю названия произведений, в которых есть части речи с вопросом "какой?". Если в названии есть отыменное прилагательное – хлопните, если есть причастие – поднимите обе руки вверх, а если какая-то другая часть речи – присядьте.

  • "Василиса Прекрасная" сказка (хлопок)
  • "Спящая царевна" В. Жуковский (вверх)
  • "Медный всадник" А. Пушкин (хлопок)
  • "Говорящий сверток" Д. Даррелл (вверх)
  • "Уроки французского" В. Распутин (хлопок)
  • "Бегущая по волнам" А. Грин (присесть)

- Какой частью речи является слово "бегущая"? Укажите способ словообразования. (существительное, переход из одной части речи в другую)

Знакомство с правилом учебника
- О чем не было сказано по ходу работы?
Вывод: Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в инфинитиве.

Первичная проверка понимания

Работа с учебником (эталон – образец рассуждения)
Упражнение № 111 (устно). Знакомство со словами в рамках.

Первичное закрепление

Выборочный диктант "Способы образования действительных причастий". (работа в парах, две пары у доски)
Задание: глаголы-инфинитивы переведите в причастия: 1-я пара – ДПНВ, 2-я пара – ДППВ.

ТаблицаТаблица

- С какими особенностями образования причастий столкнулись? (от глаголов совершенного вида не образуются ДПНВ)

Домашнее задание

Общее: п. 19 упр. 112.

Индивидуальное: 15 октября – день рождения М.Ю. Лермонтова.

  • Девочкам: найти в стихотворениях 3 предложения с действительными причастиями прошедшего времени.
  • Мальчикам: найти в стихотворениях 3 предложения с действительными причастиями настоящего времени.
Размер:
37.91 Kb
Скачали:
3