Конспект урока русского языка в 7 классе "Публицистический стиль"

Цель урока:

  • повторение особенностей разных стилей речи; закрепление умение определять стили речи текста;
  • воспитывать уважительное отношение к иноязычной культуре, а также к друг другу;
  • развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы; выражать свое мнение и аргументировать его.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, раздаточный материал.

Используемые технологии: технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)

Методы: беседа, работа в группе, работа в парах.

УМК: Русский язык. 7 класс / Ладыженская Т.А., Бархударов С.Г.

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.

- Начиная наш урок, мы установим правила, которые мы должны соблюдать сегодня, мы не должны их нарушать. (формулирование правил, обобщение и фиксация для наглядности)

  1. Не перебивать, выслушивать мнение каждого.
  2. Если вы не понимаете – спросите.
  3. Ты должен принять участие хотя бы в одном коллективном задании.
  4. Все равны.

- Молодцы, ребята. Сейчас я прочитаю вам предложения, а вы должны доказать мне, что они являются текстом.

Упражнение 1

На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы.

Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь.

И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена... Это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой.

Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

Актуализация знаний

- Давайте постараемся сформулировать определение, что такое текст?
- Подумайте, что присутствует в каждом тексте? (тема, идея, микротема, абзац)
- Итак, в 5-6 классах вы уже познакомились с таким разделом науки о языке, как стилистика.

- Вспомните, что изучает этот раздел? Что такое стиль языка? (ответы учащихся)
- Давайте вспомним, с какими стилями речи вы уже знакомы?
- Для того, чтобы зафиксировать ваши знания, предлагаю разбиться на группы по 5 человек.

Упражнение 2

- На столе вы можете увидеть ватман, карандаши и фломастеры. Предлагаю вам в творческой форме изобразить разговорный стиль речи, научный стиль, официально-деловой.

Применение умений и знаний в новой ситуации

- Мы узнали только 2 функциональных стиля русского языка – это официально-деловой и научный. Скажите, а какой стиль используют все средства массовой информации?
- Ребята, мы с вами остаемся в группах. Перед вами расположен текст, прочитайте его и скажите, какие особенности вы смогли выделить в данном вам тексте.
- При работе с текстом предлагаю вам построить кластер "Основные признаки публицистического стиля".

Упражнение 3

Достоевского массово издают в Китае, Корее, Аргентине, Бразилии, не говоря уж о Европе, где с его романами знакомы уже очень давно. Правда, долгое время Достоевского на Западе полагали автором полицейских и фельетонных романов, которые пишутся за месяц, читаются за вечер и забываются через пару дней.

Тех же "Братьев Карамазовых" считали криминальным бытовым романчиком и при переводе выбрасывали из него "Легенду о Великом Инквизиторе". Теперь же на конференции Института русской литературы РАН, прошедшей нынешним летом, швейцарская писательница Ильма Ракуза заявила: "Безусловно герой нашего времени — Иван Карамазов и его "Легенда о Великом Инквизиторе", в которой дан глубокий анализ механизмов тоталитаризма и которая и по сей день остается необычайно актуальной". (Прослушивание ответов учащихся)

Обобщение и систематизация знаний

- Сейчас я прочитаю текст, а вы должны угадать, какой это стиль.

Упражнение 4

Текст 1. Пахло жасмином в старой гостиной с покосившимися полами. Сгнивший, серо-голубой от времени балкон, с которого за отсутствием ступенек надо было спрыгивать, тонул в крапиве, бузине, бересклете.

В жаркие дни, когда вовсю пекло солнце, когда были отворены осевшие стеклянные двери и веселый отблеск стекла передавался в тусклое овальное зеркало, висевшее на стене против двери, все вспоминалось нам фортепиано тети Тони, когда-то стоявшее под этим зеркалом. (художественный)

Текст 2. Русский язык - язык русской нации, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов, живущих в России, СНГ и других странах, входивших в состав Советского Союза; занимает пятое место в мире по абсолютному числу владеющих им, является одним из "мировых языков" и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. (из словаря – научный)

Текст 3. Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел. Дальний плач тальянки, голос одинокий - И такой родимый, и такой далекий… (С. Есенин) (художественный)

Контроль усвоения

- Ребята, сейчас вы должны представить себя творцами. Создайте свой текст в любом стиле речи, в дальнейшем мы его прочитаем и остальные ребята будут угадывать ваш стиль.

Рефлексия

- У вас на парте лежит рисунок рюкзака и листы бумаги. Возьмите каждый по листу и напишите, какие знания вы сегодня положите в этот большой рюкзак.

Домашнее задание

- Домашнее задание сегодня я предлагаю на выбор.

  • Нарисуйте текст. Вспомните типы речи (описание, повествование, рассуждение) и нарисуйте вашу историю.
  • Представьте себя репортерами: напишите текст для вашего репортажа.
  • Составьте ментальную карту по теме "Стили речи".
Размер:
31.92 Kb
Скачали:
7