Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению-описанию внешности человека по личным наблюдениям"

Вид урока: урок-практикум в 7 классе.

Цель урока:

  • повторить изученный материал об особенностях описания внешности людей;
  • совершенствовать умение выбирать материал по заданной теме, использовать разные виды описания,
  • развивать наблюдательность, внимание к окружающим и самому себе.

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы знаний, нужных при описании внешности человека;
  • обеспечение глубокого понимания выбора лексики для описания внешности человека;
  • обучение выявлению особенностей при описании внешности человека;
  • овладение навыками использования различных приемов и методов при описании внешности человека.

Средства обучения: запись музыки (инструментальная музыка); портрет и репродукции картин В.А. Серова; раздаточные карточки с примерным планом описания внешности и индивидуальными заданиями.

Учебник: "Русский язык. 7 класс" Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2019.

Ход урока

Сообщение темы и цели урока

Учитель: Наш урок мы посвятим закреплению умений пользоваться разными видами описания внешности человека, его действий и подготовимся к домашнему сочинению-описанию внешности человека по личным наблюдениям.

- Будем учиться познавать не только окружающих людей, но и самих себя, наблюдая за изменением внешности человека в разные периоды жизни и в разных ситуациях.
- Будем развивать умение воспринимать личность через портрет, картину, фотографию с целью описания внешности человека. Для этого класс объединяется в шесть групп.

Работа по теме

Повторение. Виды описания

Ученик:
Мы знаем, что описание внешности человека, может быть деловым, например, при розыске пропавших, в судебной практике, где передаются особые приметы лица. Научным, при археологических раскопках, описании найденных экспонатов, описании в энциклопедии представителя определенной расы.

Художественным, для передачи не только внешности литературного героя, но и для понимания его переживаний, общественного положения и отношения автора к нему.

Проверка опережающих заданий

Учитель: Давайте мы с вами по описанию прически, одежды и характера попытаемся определить, о ком из одноклассников идет речь. (На экране идет демонстрация детских фотографий с разными прическами)

Ученица читает опережающее домашнее задание:
… у моей одноклассницы русые прямые волосы, подстрижены лесенкой и спадают каскадом до плеч. Она чаще ходит с распущенными волосами, но иногда собирает в хвост на макушке или просто закрепляет заколкой. Челка длинная, густая, зачесана налево, край которой касается брови.

О ком я написала? Узнали? Мы ее уже видели на экране. (Выходит описываемая ученица и показывает все возможные варианты изменения прически)

Учитель: Вы видели, менялась прическа, но неизменным оставалось выражение глаз. Ведь глаза – зеркало души.
- На карточках, которые лежат у вас на столе, найдите задание 1.

Задание 1. Подчеркните те слова, которые характеризуют не сами глаза, их цвет, форму, а взгляд.

Открытые

Беспокойные

Задумчивые

Озорные

Миндалевидные

Удивленные

Васильковые

Ясные

Большие

Серые

Внимательные

Добрые

На экране демонстрация фотографий детей на занятиях в спортивных секциях, кружках.

Ученик читает опережающее домашнее задание:
… моя одноклассница старательна, дисциплинированна и трудолюбива. Она добросовестно относится к учебе и выполнению обязанностей редактора классного уголка. Усидчива на уроках. Поддерживает дружеские отношения почти со всеми в классе, хоть обидчива, но и отходчива.

Характер веселый, игривый и подвижный, как у котят, которых она очень любит, это помогает ей хорошо тренироваться и активно выступать с концертными программами.

О ком я написал? Все ли поняли? Ты действительно профессионально занимаешься танцами? А сможешь ли сейчас нам что-то показать? (Выходит описываемая ученица и танцует русский танец, потом рассказывает об элементах национального костюма)

Вы заметили, что национальный костюм - это память и история народа.Он рассказывает о его характере, творческих возможностях о культуре. Мы должны быть толерантными и терпимо относиться друг к другу. (На экране идет демонстрация фотографий детей в одежде разного стиля)

Ученик читает опережающее домашнее задание:
… у моей одноклассницы спортивный стиль одежды. Она предпочитает черный и белый тона, но иногда может быть яркой и красочно одетой. Следит за модой и старается соответствовать ей. Любит носить водолазки, кофты, свитера с джинсами или спортивными штанами.

Вы узнали, кто это? (Выходит ученица и демонстрирует разные модели одежды)

Учитель: А можно и мне описать человека, которого вы хорошо знаете?
… она работает в школе не первый год, преподает гуманитарные дисциплины. Немного выше среднего роста, статная. С вьющимися короткими волосами. Всегда приветлива, доброжелательна. Любящая свой предмет и детей.

Обожающая носить вязаные вещи с замысловатыми украшениями. И только по большим праздникам делающая прическу и снимающая вязаные вещи. (Учащиеся по описанию узнают учителя истории)

- Внешность человека может рассказать о многом. Нужно учиться читать ее. Для этого требуется внимание, наблюдательность, уважение и любовь к окружающим нас людям.

Словарная работа

  • Меценат – богатый покровитель наук и искусств.
  • Шедевр – исключительное по своим достоинствам произведение искусства, литературы.

Работа по картине В.А. Серова "Девочка с персиками"

Сообщение ученика об авторе картины.
Великий русский живописец Валентин Александрович Серов родился в 1865 году в семье музыкантов. Дарование будущего художника обнаружилось рано. На девятилетнего мальчика обратил внимание Илья Репин, ставший ему верным другом и учителем. Продолжил свое образование в Москве.

Закончил Петербургскую Академию художеств, а живопись старинных мастеров изучал в Западной Европе, впоследствии преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Серов прославился как портретист, картины которого признали лучшими шедеврами конца ХIХ века:"Ермолова М.И.", "Юсупова З.С.", "Мамонтова П.А.", "Девушка, освещенная солнцем", "Мика Морозов", "Дети".

Он любил рисовать с натуры.На картине "Девочка с персиками" изображена общая любимица художников дочь мецената Саввы Мамонтова – Верочка.
(Во время сообщения ученика идет демонстрация на экране портрета В.А. Серова и его картин)

Работа над описанием картины

Учитель: Работа с картиной – увлекательное занятие. Мы приобщаемся к миру прекрасного, включаем воображение, пытаемся понять ход мыслей художника, обогащая тем самым и себя.

- Картина "Девочка с персиками" - это история, целый роман о людях, которым принадлежит этот дом, сад, все эти вещи. Это история девочки, рассказ о ее характере, о ее переживаниях – чистых, ясных и юных. Давайте опишем ее, ответив на вопросы:

  1. Комната изображена полностью или отображена ее часть?
  2. Какое время дня изображено на картине?
  3. Опишите девочку: ее взгляд, лицо, волосы.
  4. Что делает она?
  5. Какие детали на столе привлекли ваше внимание?
  6. Какие чувства вызывает картина?

- На карточках, которые лежат у вас на столе, найдите задание 2.

Ученики работают, объединившись в шесть групп. Каждая выполняет свое задание, в результате которого должен получиться связный рассказ - описание картины В. Серова. Во время работы звучит музыка.

Группа 1

Выберите подходящий по смыслу текстуальный синоним:
На картине изображен угол (большой, огромной) комнаты, которая (наполнена, насыщена) (серебристым, серебряным) дневным светом. Он врывается через окно и (насыщает, заполняет) все пространство.

Ответ: На картине изображен угол большой комнаты, которая наполнена серебристым дневным светом. Он врывается через окно и насыщает все пространство.

Группа 2

Раскройте скобки, употребив слова в нужных формах:
Не задержа(ть) на окружающ(ий) предметах, луч скользит по лицу девочки, котор(ый) сидит за столом.
Она в розовый(ой) блузке с темный(ой) в белый(ую) горошину бантом и красный(ой) гвоздикой, в руках у нее персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо.

Ответ: Не задерживаясь на окружающих предметах, свет скользит по лицу девочки, сидящей за столом. Она в розовой блузке с темным в белую горошину бантом и красной гвоздикой, в руках у нее персик такой же смугло-розовый, как ее лицо и блузка.

Группа 3

Уберите лишнее слово:
Шапка (жестких, густых) темно-каштановых коротко (отстриженных, стриженных) волос обрамляет ее (красивое, прелестное) личико. Мы видим (живительный, живой) взгляд ее (коричневых, карих) глаз, которые искоса поглядывают на нас, словно замышляя (следующую, очередную) проделку.

Ответ: Шапка густых, темно-каштановых коротко стриженых волос обрамляет ее прелестное личико. Мы видим живой взгляд ее карих глаз, которые искоса поглядывают на нас, словно замышляя очередную проделку.

Группа 4

Распространите предложения: ... , едва ... движение губ ... уголки ... приподняты, улыбка в ... миг ... озарить ... лицо.
Слова для справок: легкое, уловимое, их, слегка, любой, готова, ее.

Ответ: Легкое, едва уловимое движение губ.Их уголки слегка приподняты, улыбка в любой миг готова озарить ее лицо.

Группа 5

Из слов составьте предложения:
На, ослепительно, белый, скатерть, лежат, вянущий, листы, клен, персики, и серебряный, ножик. Когда, смотреть, на, картина, чувствовать, как, от, она, веять, свежесть, молодость.

Ответ: На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листы клена, персики и серебряный ножик. Когда смотришь на картину, чувствуешь, как от нее веет свежестью, молодостью.

Группа 6

Каким из вариантов можно завершить описание картины:

Вариант 1. Комната на картине уютная, защищающая от всего мира. Эту картину знают все.
Вариант 2. Обстановка комнаты такая уютная, что рождает чувство защищенности от невзгод окружающего мира, поэтому не удивительно, что картина стала одним из шедевров русской портретной живописи.

Ответ: вариант 2.

Правильность выполнения работ проверяется при помощи текста, изображенного на экране.

Презентация рукописных буклетов учащимися

Ученик 1
Готовясь к уроку,наши творческие группы поработали со словарем В.И. Даля. Кстати, этим словарем были награждены учащиеся нашей гимназии, которые отлично выступили на областной конференции к 200-летию В. Даля. Мы с достоинством приняли у них эстафету изучения творчества нашего земляка.

Из сборника мы выбрали такие словарные статьи, которые могут быть использованы при описании внешности человека, они расширят наш словарный запас.

Ученик 2
Например, рассказывая о поведении, поступках, можно употребить такие синонимы к слову строгий: взыскательный, требовательный, бдительный, точный, жесткий, грозный по силе этого качества в человеке.

А к слову серьезный: важный или степенный, настойчивый или резкий, суровый или нешуточный, если речь идет о разговоре или манере поведения. Чтобы подчеркнуть, что вид хороший, могут понадобиться такие слова: прекрасный, статный, пригожий, приглядный.

В.И. Даль слово характер объясняет так: нрав человека – свойство души и сердца. Характер может быть: добродушный, кроткий, твердый, слабый, упрямый, упорный и даже стойкий.

Ученик 3
Отдельно в сборник мы собрали пословицы и поговорки, помогающие подчеркнуть индивидуальные особенности близкого нам человека, которого мы будем описывать, с которым мы общаемся, дружбой с которым мы дорожим.

Например, при описании лица можно использовать такие фразы:

  • Хороша очами, не хороша речами.
    Видит око далеко, а ум еще дальше.
  • И конечно же глаза, которые называются очами и сразу мы проникаемся уважением к призыву мыслить и думать, учиться быть такими, о которых говорят:У него глаза на затылке, то есть подчеркивается внимание и сосредоточенность человека.

Учитель: от слова Лицо произошло слово Личность. Именно оно является важнейшим инструментом человеческого общения. Лицо воспитанного и доброжелательного человека – это открытый взгляд и приветливая улыбка.

- На карточках, которые лежат у вас на столе, найдите задание № 3.

Задание 3. Из данных слов укажите те, которые передают состояние человека через выражение лица.

Круглое

Смуглое

Грустное

Задумчивое

Сосредоточенное

Загорелое

Виноватое

Открытое

Худощавое

Жизнерадостное

Закрепление изученного материала

Задание 4

Учитель: Послушайте текст "Замечательный ребенок" и определите, какие особенности описания внешности человека он содержит, отвечает ли структура текста требованиям к тексту-описанию..

Соседский мальчик Костик, любимец нашего двора. Хотя ему пять лет, он ростом выше любого первоклашки. Лицо у него милое, нежное. В народе говорят: "Носик – пуговка, ротик – клюквинка, глазки – вишенки", мне кажется, что это про нашего Костика.

Волосы у него русые, мягкие с симпатичной челкой. Это очень умный и смышленый мальчик. Он любит показывать на глобусе части света и океаны. Забавно рассуждает о героях мультфильмов. Хотя он иногда капризничает, его все равно все любят и рады с ним поговорить.

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какие особенности описания внешности человека вы узнали?
- Как влияет портретная лексика на описание характера человека?

- Как можно передать индивидуальность, описывая внешность человека?
- Понравилось ли вам работать в группе?

Домашнее задание

Составить собственное сочинение-описание по личным наблюдениям "Мой самый дорогой и близкий человек".

Размер:
35.97 Kb
Скачали:
3