Целевая установка урока:
- Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Записываем в тетрадях число и классную работу.
Синтаксическая разминка
Учитель: Выполним синтаксический разбор предложения: Подснежник – предвестник весны, мартовский лучик, бело-лиловый цветок.
Ученики: Подснежник – подлежащее, выр. сущ., предвестник, лучик, цветок – сказуемые, выр. сущ., предвестник чего? весны – дополнение, выр. сущ,, лучик какой? мартовский – определение, выр. прил., цветок какой? бело-лиловый – определение, выр. прил.
Характеристика: повеств., невоскл., простое, двусоставное, распростр., осложнено однородными сказуемыми.
Учитель: Теперь я раздам вам карточки, а вы впишете недостающие в них слова.
Текст карточки
Учитель: Молодцы! Вспомнили определения основных морфем.
- Давайте разберем по составу несколько слов из предложения, которое мы разобрали в начале урока: лучик, подснежник, бело-лиловый.
Ученики:
Учитель: Давайте попробуем выяснить, от каких слов образовались данные слова?
Ученики:
Учитель: Как же образовались данные слова? (К словам, от которых они образованы, добавляются морфемы)
- Давайте понаблюдаем, как у нас получились слова, которые мы разобрали, с помощью чего? (К слову луч добавился суффикс –ик-, к слову снег – приставка под- и суффикс –ник-, от слов белый и лиловый взяли основы бел и лилов)
- Дайте им имена. (Суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ)
- Какого способа не хватает? (Приставочного)
- Ребята, давайте попробуем сами подобрать слово, которое образовано приставочным способом.
Если урок идет по 1 варианту:
- Да, эти слова состоят из корня, приставки и нулевого окончания. Но это не приставочный способ образования.
Ученику дается заранее приготовленная карточка, где написано о бессуффиксальном способе образования слов. Он внимательно изучит информацию, которую я дам ему на карточке, и расскажет нам, о чем же там написано.
- Давайте еще подберем слова, которые будут образованы приставочным способом.
Если урок идет по 2 варианту:
- Верно. От каких слов и с помощью чего образовались данные слова?
Ученики:
Пригород – от слова город, с помощью приставки при-, отзвук – от слова звук, с помощью приставки от-, прадед – от слова дед, с помощью приставки пра-.
- Молодцы, ребята!
- А зачем нам изучать тему "Словообразование", и могут ли нам пригодиться знания по этой теме в будущем? (ответы учащихся)
Работа с текстом
Учитель: Сейчас я раздам вам карточки с текстом. Для начала мы его прочитаем. Что мы делаем после того, как прочитаем текст?
- Определяем тему и идею.
- Текст написал Борис Николаевич Путилов – советский писатель-фольклорист.
- Кстати, слово "писатель-фольклорист" вынесено на доску в качестве словарно-орфографической работы. Запишите себе его в тетрадь. И давайте в рамках нашей темы попробуем выяснить, как образовалось это слово?
- Если мы сложили два слова, то этот способ будет называться…?
Текст
В летописях каждый факт, цепь событий излагается последовательно год за годом, столетие за столетием. А былины никаких дат не знают. Нельзя точно ответить на вопрос, когда происходили описанные события.
Герои новгородских былин – богатые купцы, мореплаватели, рыбаки. Герои киевских былин – богатыри, воины, защитники князя, служители двора. Реальная жизнь проглядывает в былинах, но растворяется в истории фантастической.
Ученики: Это слово образовалось от слов писатель и фольклорист. Сложение слов.
Учитель: О чем этот текст? Что вы узнали о былинах из этого текста? (О былинах. Что нельзя узнать точную дату событий, которые изображаются в былинах)
- В тексте выделены слова, давайте попробуем выяснить, как эти слова образованы и от каких слов. Слова нужно выписать в начальной форме. (Летопись – от слов "лето" и "писать", сложили две основы лет и писа, сложение основ)
Никакой – от слова "какой", добавили приставку ни-, приставочный.
Рыбак – от слова "рыба", добавили суффикс –ак-, суффиксальный.
Проглядывать – от слова глядеть, добавили приставку про- и суффикс –ыва-.
Цифровой диктант
- Молодцы, справились! (раздаются листочки)
- Теперь проведем цифровой диктант.
- На слайде будут слова, а вы будете вместо слов писать цифры. Если слово образовано прист. способ – цифра 1, суф. – 2, прист.-суф. – 3.
- Итак, внимание на доску: Развеселый (прист.), бездонный (прист.-суффикс.), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.-суф.), подводный (пристав.-суф.), водный (суффикс.), домик (суффикс.).
- Проверьте себя. (Комбинация цифр: 1, 3, 3, 3, 3, 2, 2)
- Ребята, переверните листочки и напишите все способы образования слов, с которыми мы сегодня познакомились. (На листочке в столбик стоят 6 звездочек)
- Кто записал все 6 способов образования?
- Кто 5? (Учащиеся поднимают руки)
- Значит, остальным нужно дома еще раз повторить эти способы.