Цели урока:
Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.
- Что такое имя существительное?
- Как изменяются имена существительные?
- Чем могут быть в предложении? (привести примеры)
Задание 1. Списать, расставить знаки препинания, выделить грамматические основы, сделать схему.
О близкой поживе видимо догадались лисы и по утрам они незаметно выходили к озеру которое раскинулось недалеко от их норы и тянули носы в сторону раненой птицы.
Задание 2. Выписать все имена существительные и разобрать по составу.
- Найдите лишнее слово в ряду, на каком основании? (пожива - это слово производное)
- Давайте вспомним, какие слова называются производными, а какие – непроизводными?
Задание 3. В предложенных предложениях расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, объяснить. Все существительные распределить в две колонки: производные слова и непроизводные.
- Выполним словообразовательный разбор производных слов. Какими способами образуются существительные?
- О каком способе мы не говорили? (о способе сложения)
Задание 4. Привести примеры существительных, образованных способом сложения.
Задание 5. Выполнить словообразовательный разбор существительных: толстяк, ковшик, подосиновик, испытатель, зимушка, предыстория, крикун, шалунишка, толщина, магазинчик. (класс)
2 человека у доски по карточкам:
- С каким значением встретились нам суффиксы?
- Для чего нужен словообразовательный разбор? (чтобы правильно делить слова по составу)
Задание 6. Разделить слова по составу: старушка, силушка, перчик, стульчик, чистилище, дождище, призер, шофер.
Задание 7. Найти 3 лишнее:
- Что объединяет эти существительные?
Испытание, молодость, патриотизм, здоровье, обледенение. (это отвлеченные существительные)
- Выполним словообразовательный разбор и узнаем, какие суффиксы образуют отвлеченные понятия.
Игра
Образовать окказионализмы с помощью суффиксов: – енок, - еныш, ер, щик.