Урок русского языка в 6 классе "Образование имен существительных"

Цели урока:

  • вспомнить и продолжить обучение навыкам словообразовательного разбора;
  • познакомиться с основными способами образования имен существительных;
  • повторить знаки препинания в СП, при обращениях и вводных словах;
  • повторить орфограммы в приставках и корнях.

Ход урока

Оргмомент

Проверка готовности к уроку. Приветствие учащихся.

Фронтальный опрос

- Что такое имя существительное?
- Как изменяются имена существительные?
- Чем могут быть в предложении? (привести примеры)

Работа с предложением

Задание 1. Списать, расставить знаки препинания, выделить грамматические основы, сделать схему.

О близкой поживе видимо догадались лисы и по утрам они незаметно выходили к озеру которое раскинулось недалеко от их норы и тянули носы в сторону раненой птицы.

Задание 2. Выписать все имена существительные и разобрать по составу.
- Найдите лишнее слово в ряду, на каком основании? (пожива - это слово производное)
- Давайте вспомним, какие слова называются производными, а какие – непроизводными?

Задание 3. В предложенных предложениях расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, объяснить. Все существительные распределить в две колонки: производные слова и непроизводные.

  1. У первой избушки он выпрыгнул из саней подб…жал к избушке и начал стучат…ся.
  2. На пр…горке который был виден изд…лека лежало сг…ревшее дерево.
  3. Это присказка ведется сказка скоро же начнет…ся.
  4. Л…снящаяся ш…рстка собачки наверное была расч…сана и пр…глажена.

- Выполним словообразовательный разбор производных слов. Какими способами образуются существительные?
- О каком способе мы не говорили? (о способе сложения)

Задание 4. Привести примеры существительных, образованных способом сложения.

Задание 5. Выполнить словообразовательный разбор существительных: толстяк, ковшик, подосиновик, испытатель, зимушка, предыстория, крикун, шалунишка, толщина, магазинчик. (класс)

2 человека у доски по карточкам:

  1. подстаканник, царапина, гитарист, летчик, журналистка.
  2. человечище, компьютерщик, подоконник, призвук, боксер.

- С каким значением встретились нам суффиксы?

  • лицо (по профессии, по роду занятий, лицо женского пола, увелич. суффикс, носитель признака).
  • уменьшительно–ласкательным.

- Для чего нужен словообразовательный разбор? (чтобы правильно делить слова по составу)

Задание 6. Разделить слова по составу: старушка, силушка, перчик, стульчик, чистилище, дождище, призер, шофер.

Задание 7. Найти 3 лишнее:

  1. вдовушка, игрушка, черемушка.
  2. зайчик, кабанчик, пальчик.
  3. юбка, дырка, шапка.
  4. тупица, ослица, птица.

- Что объединяет эти существительные?
Испытание, молодость, патриотизм, здоровье, обледенение. (это отвлеченные существительные)
- Выполним словообразовательный разбор и узнаем, какие суффиксы образуют отвлеченные понятия.

Игра

Образовать окказионализмы с помощью суффиксов: – енок, - еныш, ер, щик.

Домашнее задание

  1. Выполнить словообразовательный разбор существительных: печник, тигренок, сынок, безголосица, снежинка, сухарь, хвастунишка, циркач.
  2. Из предложенного списка выбрать слова, соответствующие модели: волчица, советчица, львица, обидчица, теплица, заказчица, умница, ослица, птица, частица, пепельница.
Размер:
8.42 Kb
Скачали:
5