Урок русского языка в 6 классе "Экскурсия по Экотропе вместе с глаголом"

Цель: закрепление знаний обучающихся о глаголе, о его роли в речи.

Задачи:

  • Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение.
  • Побуждать у обучающихся понимание красоты окружающего мира, воспитывать любовь к малой родине.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок: нам предстоит совершить экскурсию. А вот куда – это необходимо определить вам.
Задание: 31, 12, 16, 20, 18, 16, 17, 1. (Экотропа)
- Правильно. Нам предстоит совершить экскурсию по Экотропе.

Чтение объявления учащимися: Во вторник, 18 сентября, состоится экскурсия по Экотропе. Автобус отходит в 10 часов от школы. Как вы считаете, прочитав объявление, какая часть речи в данном тексте указывает на действие ? (глагол)

Работа по теме урока

Учитель: Правильно, путешествовать мы будем в сопровождении глагола.

Словарная работа: экскурсия.

Экскурсия – это посещение какого-либо достопримечательного места, поездка с целью ознакомления с чем-либо

- звукобуквенный анализ словарного слова;
- работа со словосочетаниями: увлекательная …, … по Экотропе, … по памятным местам, …кскурсионный автобус, …кскурсионный маршрут, …кскурсионная база (вставить пропущенные слова и буквы);

Работа с глаголами по "Маршрутным листам"

Учитель: Как видим, до начала Экотропы нам еще нужно добраться. Ваши группы сейчас находятся в школе.
- Ваша цель дойти до начала Экотропы. Для этого вам нужно записать свой маршрут, используя глаголы движения в первом лице.
- Единственное условие: глаголы не должны повторяться.

- Девизом нашего путешествия станут слова А.К. Югова ("Думы о русском языке"): "Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи".
- Перед вами лежат "Маршрутные листы". Запишите в них свой маршрут.
Например: Отправляюсь от школы, прохожу по деревне, выхожу на дорогу, пробегаю по мосту, направляюсь к плакатам, стою у начала тропы.

Ребята записывают варианты своего маршрута. Меняются листами. Вслух озвучивают маршруты.
- Добрались мы до тропы, чтобы дальше нам пройти, нужно выполнить разбор предложения: Когда в лесу сойдет последний снег, набухают на березовых ветках смолистые почки. Построить схему.

- Молодцы! Экскурсия начинается.
- Прежде чем мы войдем в лес, вспомните глаголы повелительного наклонения. С помощью этих глаголов дайте рекомендации о том, как нужно вести себя в лесу. (Не нарушайте правила пожарной безопасности. Не бросайте мусор и т.д.)

Перед вами мост.
Путь совсем не прост.
Чтобы речку перейти,
И на Е перемени,
В вид глагола загляни.

Натирать (ноги) (несов. в) – натер (сов. в.), запирать – запер, набирать (листьев) - наберу, замирать – замер, перестилать – перестелил.
- Как зовут хозяйку этого моста? (Ира)

Учитель: Перед нами первый стенд "Береза"

Работа по группам

1 группа: Все виды берез находят свое применение в хозяйстве человека. Из белой слоистой корки-бересты плетут разнообразные предметы хозяйственного обихода, делают туеса, а в прошлом береста заменяла нашим предкам бумагу или пергамент – на ней писали письма.

2 группа: Полезные свойства березы обусловлены наличием фитонцидов, которые прекрасно стимулируют дыхательную систему человека, а пахучие вещества молодых листочков снимают перенапряжение центральной нервной системы. Древесина идет на поделки, мебель. Березу используют также на топливо, гонят из нее деготь.

Задание: выпишите глаголы, поставьте в начальную форму.
- Вам нужно подняться по тропе вверх. Но вам мешают три злых ветра. Разделите эти слова на три группы. Дайте название каждому ветру, и они успокоятся. Предупреждение: здесь есть лишние слова, их нужно отбросить.

Глаголы: начинаться, послушаешь, любуется, наклоняться, прочитаешь, встаньте, подниматься, шагаешь, нагнись, поставьте, улыбается.

Ответ: 3 причины, по которым пишется Ь в глаголах/

  • Начальная форма глагола.
  • Глаголы 2 лица, единственного числа на -ешь
  • Глаголы повелительного наклонения

Лишние слова: любуется, улыбается (в них Ь не пишется)

Физкультминутка

(Идем по тропе и читаем стенды)
На середине тропы есть место для отдыха.

Работаем в группах

1 группа "Волк"
Территория Белозерского государственного заказника исторически входит в коренной участок обитания волчьей стаи, численность которой колеблется в пределах 5-10 особей.
Волчья семья – это устойчивая группировка, которая состоит из зверей трех поколений. Вожаком семьи обычно бывает взрослая самка – матерая. При охоте на крупное животное главная роль отводится матерому зверю.

2 группа "Рысь"
Рысь – постоянно обитающий вид на территории Белозерского природного заказника. Это крупная хищная кошка. Взрослая кошка может весить от 8 до 37 кг.

Эти кошки довольно легко приспосабливаются к близкому соседству человека, не боятся заходить в поселки, а в зимнее время даже пользуются человеческими тропинками. Рысь ест только свежее мясо.

Задание: выписать глаголы, указать спряжение, лицо и число.

Рефлексия

Учитель: вот и подошла к концу наша экскурсия по Экотропе. Трудно вам было? Что помогло нам выполнить все задания?
- Понравилась ли вам экскурсия и хочется ли кому – нибудь рассказать о ней?
- Надеюсь, что вы для себя узнали много полезной информации. Спасибо, с вами было приятно путешествовать.

Домашнее задание

Повторить материал по теме "Глагол". Подготовиться к диктанту.

Размер:
23.37 Kb
Скачали:
14