Цель урока: познакомить детей с историей письменности, появлением бумаги, алфавита и первых книг.
Задачи:
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Предстоящие минуты урока я предлагаю плодотворно поработать.
- Нашим девизом будут слова: "Если есть желание и цель, все получится!"
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
(Александр Яшин)
- О чем данное высказывание? Согласны ли вы с этими словами? (ответы учащихся)
- Ребята, у себя на парте вы видите ромашку, в центре которой написано слово "родной".
- Я предлагаю вам заполнить лепестки ромашки словами – синонимами к данному слову.
– Итак, давайте послушаем, что же у вас получилось.
- Словарь синонимов дает такие значения: Дорогой драгоценный единокровный желанный кровный любимый
- Вывод: сегодня мы будем говорить о дорогом, драгоценном, любимом русском языке.
- Благодаря выполнению этого задания, мы понимаем, что любое слово в русском языке можно заменить синонимами. (он многолик)
- Чтобы понять, о чем еще мы будем сегодня говорить, разгадайте ребус/
Учитель: О чем же пойдет речь на нашем уроке? (Об истории письменности и о родном языке)
- Скажите, пожалуйста, что вы ждете от урока в течение ближайших 20 минут. Каковы ваши цели?
- Почему это важно для вас?
- Что будет для вас наилучшим результатом?
- Как вы узнаете, что достигли цели? (Учитель на доске заполняет лист ожидания)
- Важно, потому что мы хотим быть образованными людьми.
- Наилучший результат – уметь отвечать на любой вопрос по этой теме. Узнаем, когда получим 5 в конце урока.
- Дорогие пятиклассники, я уверена в том, что совсем скоро вы будете владеть в совершенстве родным языком.
- Для этого каждому из вас необходимо много трудиться, путь впереди долгий. В 5 классе вам предстоит изучить 8 тем. (слайд)
- Оцените свои знания по каждой из тем, закрасьте 1 сектор колеса знаний. (от 1 до 10)
- Речь не могла служить единственным средством общения.Наилучший способ сохранения информации и передачи знаний – письменность.
- Времена, когда не существовало письменности, называют – доисторическими.
- Первые шаги на пути создания письма были сделаны человечеством 20 – 30 тысяч назад.
- Почему возникла необходимость появления письменности? (Знаний накопилось больше, чем люди могли удержать в памяти и устно передавать друг другу)
- Путь к появлению письменности был долгим. Как раньше люди общались, когда еще не было письменности?
- Сегодня вам предстоит проследить развитие письменности с точки зрения истории.
- Предлагаю на уроке поработать в группах, а после представить результаты своих трудов в форме путевого дневника.
- У вас на столах есть сигнальные карточки со знаком вопроса. Ей вы сможете воспользоваться, если вам нужна будет помощь.
- Откройте, пожалуйста, 1 страницу своего дневника. Познакомьтесь с маршрутом, который вы должны пройти на уроке.
Правила работы
Строго соблюдать временные рамки, на выполнение каждого задания вам дается только 5 минут. Его вы сможете контролировать сами по песочным часам.
- Как только вы приступаете к выполнению задания, вы самостоятельно переворачиваете часы.
- На протяжении всего урока вы самостоятельно будете оценивать свои знания. По итогам урока получите все оценки.
- Просмотрите видеоролик и заполните пропуски в тексте. (Самопроверка по шаблону на слайде)
- Поставьте оценки в лист дневника в соответствии с критериями.
Физминутка для глаз "Веселые буквы"
Учитель: Ребята, что особенного вы заметили в физминутке? (В ней участвовали только гласные буквы)
- И это неспроста: наш язык певучий, мелодичный благодаря такому количеству гласных букв.
- Какая буква показалась вам самой "шустрой"? (Буква ё)
- И это тоже неслучайно. Ведь она самая молодая, ей всего лишь 205 лет. Известной буква "ё" стала благодаря Н.М. Карамзину.
- Это единственная буква, которой установили памятник в нашей стране. Он расположен в г. Ульяновске.
- А чем же еще удивительна эта гласная буква? (На нее всегда падает ударение)
2 задание
- А сейчас вам предстоит работа самостоятельная. Заполнение еще 2 листов дневника. Не забывайте про время.
- Проверку вы сможете проводить по листам, прикрепленным на доске. Письменность в древние времена. Самопроверка!
3 задание
Перед вами старый алфавит! Внимательно рассмотрите его, каждая буква имела свое название.
- Со временем некоторые буквы были утрачены, однако их названия и трудность запоминания сохранили для нас пословицы и поговорки: Азбуку учат, на всю избу кричат.
- Аз, буки, веди страшны как медведи.
Учитель: Ну что ж, дорогие пятиклассники, нашепутешествие подошло к концу. Выставьте оценки в табель, который находится на последней странице дневника.
- Сейчас я предлагаю вам сыграть со мной в игру "Верные - неверные утверждения". Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными.
- Ваша задача – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить "плюс" или "минус", используя сигнальные карточки.
Учитель: Благодарю вас за работу! Вернемся к нашему листу ожидания: все ли ваши ожидания от урока оправдались?
- Если нет, что можно сделать для их исполнения?
- Где вы сейчас в первом секторе "Колеса знаний"?
- Что можно сделать, чтобы ваша отметка на шкале была выше?
- Что было для вас самым ценным на уроке?
- Где вам пригодятся эти знания?
- Над чем еще хотелось бы поработать? Спасибо!
Домашнее задание
- Как еще можно продвинуться в изучении темы? (Сделать домашнее задание)
- Предлагаю домашнее задание на выбор: