Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: Произношение гласных

Цели урока:

  • научить различать сильную и слабую позицию гласных;
  • дать представление о позиционных чередованиях гласных и согласных и научить анализировать правила правописания гласных в корнях слов с точки зрения позиционного чередования;
  • научить транскрибированию гласных звуков; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ресурсы: Русский язык. Учебник. 5 класс. под редакцией Е.А. Быстровой, листы оценки.

Технологическая карта урока

Гласные буквы в русском языкеГласные буквы в русском языке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Проводит работу по эмоциональному и психологическому настрою учащихся на  урок.

Приветствуют учителя. Готовят рабочее место, проверяют наличие необходимого оборудования. Психологически и эмоционально настраиваются на урок.

Проверка домашнего задания

Предлагает сыграть в «Пинг-понг. Дуэты»

- Ребята, давайте для разминки сыграем в «Пинг-понг. Дуэты».

 

 

Выполняют задание.

Учащиеся работают в парах и группах. Вопрос адресуется любому игроку  другого дуэта. За правильный ответ (ответ и пример из домашнего упражнения) ставится   1 балл,  неполный ответ или ответ с помощью ... - 0,5.  Если ответ не был дан ни одним из участников пары, ставится  0 баллов  и  отвечает тот, кто задал вопрос.  Затем переход хода. 

Постановка учебной задачи. 

Стадия вызова.  (актуализация имеющихся у обучающихся знаний по данной теме; мотивирование к учебной деятельности) 

1) Предлагает работу со словами, записанным на доске: Цветоч…к, моточ…к, мешоч…к, звоноч…к, ключ…к, воробыш…к, карандаш…к.

- На какое правило подобраны данные слова?

- Как это правило связано с процессом чередования гласных?

 

2)  Предлагает работу с предложением, записанным на доске:

- расставьте там, где нужно, знаки препинания, составьте схему известной вам конструкции.

Отшумела золотая осень и наступило холодное ненастье.

- Укажите, сколько звуков о встречается в данном предложении?

- Сколько звуков е?

- В каких случаях вы были уверены, а где сомневались?

- Объясните там, где это необходимо, написание безударных гласных

 

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке.

-  Для чего нам нужно познакомиться с произношением гласных? 

Выполняют задание.

 

Правописание суффиксов  ИК и ЕК существительных.

Е – беглая гласная, она чередуется с 0-звука. В 11-13 вв на этом месте писали ь (ерь).

 

 

Высказывают свою точку зрения. 

 

 

 

Определяют тему и цель урока.

 

Записывают тему урока

Работа по теме урока.

Стадия осмысления.

Создает  условия для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте

1. Предлагает поработать над «Корзиной идей». Этот приёмпозволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисует значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что  ученики  знают об изучаемой теме.

 

а) Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам:

- Что вы знаете о произношении гласных?

 

б) Итак, работа закончена. Кто хочет поделиться своими предположениями?

- Ребята, дополните свои предположения высказываниями одноклассников.

 

3. Организует  активное  восприятие  текста.

 

Верны ли наши предположения о произношении гласных? Постараемся это уточнить.

- Прочитаем теоретическую часть параграфа 47.

- Ребята, что вы  узнали нового?

- О чём хотите узнать подробнее?

- Заполним таблицу

 

4. Организует составление кластера «Шаги к успеху. Произношение гласных» 

 

5. Предлагает выполнить упражнения учебника.

- Ребята, давайте приведём примеры к данному правилу. В этом вам помогут упр.251, 253 и 254.

 

Давайте подведём итог. Пресс-конференция. 

Учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.

 

Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по данной теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

 

 

Учащиеся обмениваются информацией. Дописывают под чертой те сведения, которых у них не было.

 

 

 

 

 

Работают с теоретическим материалом параграфа

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

Заполняют  таблицу

 

Составляют кластер «Шаги к успеху.  Произношение гласных»

 

Учащиеся выполняют предложенные задания,  работая в парах.

 

Учащиеся  делятся на 2 группы: «журналисты» и «гласные звуки».

«Журналисты» задают вопросы по теме урока, «гласные звуки» отвечают на них.

Домашнее задание

- Ребята,  дома вам необходимо выучить параграф 47 и составить текст самостоятельной работы на данную тему (15-20 слов)

Записывают домашнее задание.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!