Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Правописание и-ы после ц"

Планируемые результаты:

  • знать правило написания и-ы после ц и слова-исключения;
  • уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму и-ы после ц;
  • формирование орфографической грамотности, расширение лексического запаса обучающихся.

Оборудование: интерактивная доска, ПК, проектор, презентация.

Структура и ход урока

Организационный этап

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Много предстоит узнать,
Постарайтесь все понять!

Актуализация знаний

- Какую тему изучили на прошлом уроке?
- Вставьте буквы в слова, записанные на доске: ж…знь, ш…тка, ч…щ…, ц…рк, огурц…
- Что вас смутило? Что лишнего? Почему? Какие буквы вставили?

Проблемная ситуация

- Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твердого ц?
- Посмотрите, какие буквы пишутся в наших словах. Почему именно так? Наша задача разобраться во всем этом.
- Давайте сформулируем тему урока. (предложения учащихся)

Постановка цели и задач урока

- Давайте поставим цели урока.
- Что надо сделать, чтобы достигнуть цели урока? (См. учебник с. 107)

Первичное усвоение новых знаний

Немного из истории

В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами.

Работа по правилу, работа с лексическими значениями слов. Запоминание слов-исключений.

Задание: Объясни, применяя правило. (буквы вставлены)
- С какой целью выполняем это задание?

Игра "Передай фломастер другу"

Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, встал на ц…почки, красавиц…, огурц…, ц…нга, девиц…, операц…я, акац…я, нац…я, купц…, лисиц…н, хвост.

Задание на смекалку
Подумайте, слово ц...лина и ц..на тоже на правило "Буквы и-ы после ц" или на другое правило. Докажите.
(Слова "целина" и "цена" проверяются слова целый и цены. Правило "Безударная гласная, проверяемая ударением")

Творческий диктант

Назовите слово по его значению.

Распределительный диктант

Дети работают самостоятельно, потом обмениваются тетрадями и ставят отметку соседу.

Физкультминутка для глаз "Маятник"

Маятник качается вперед - назад,
назад - вперед,
От желтого к синему, потом наоборот.
Пока стрелка качается, уж столько раз подряд,
Ты на синий с желтого переводи свой взгляд.

Физкультминутка для тела

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,

Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните,
Все в порядок приведите
И работать все начните.

Первичное закрепление

Самостоятельная работа по слайдам презентации с выбором правильного ответа. Дети сами выставляют себе отметки, опираясь на критерии.
Работа в паре. (см. учебник упр. 65)

Рефлексия

Дети отвечают на вопросы:

  • Я понял, что…
  • Было интересно…
  • Особенно понравилось…
  • Вызвало затруднение…
  • Нужно выучить…

Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья,
Всем очень благодарна я!

Размер:
17.57 Kb
Скачали:
4