Планируемые результаты:
Оборудование: интерактивная доска, ПК, проектор, презентация.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Много предстоит узнать,
Постарайтесь все понять!
- Какую тему изучили на прошлом уроке?
- Вставьте буквы в слова, записанные на доске: ж…знь, ш…тка, ч…щ…, ц…рк, огурц…
- Что вас смутило? Что лишнего? Почему? Какие буквы вставили?
Проблемная ситуация
- Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твердого ц?
- Посмотрите, какие буквы пишутся в наших словах. Почему именно так? Наша задача разобраться во всем этом.
- Давайте сформулируем тему урока. (предложения учащихся)
- Давайте поставим цели урока.
- Что надо сделать, чтобы достигнуть цели урока? (См. учебник с. 107)
Немного из истории
В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами.
Работа по правилу, работа с лексическими значениями слов. Запоминание слов-исключений.
Задание: Объясни, применяя правило. (буквы вставлены)
- С какой целью выполняем это задание?
Игра "Передай фломастер другу"
Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, встал на ц…почки, красавиц…, огурц…, ц…нга, девиц…, операц…я, акац…я, нац…я, купц…, лисиц…н, хвост.
Задание на смекалку
Подумайте, слово ц...лина и ц..на тоже на правило "Буквы и-ы после ц" или на другое правило. Докажите.
(Слова "целина" и "цена" проверяются слова целый и цены. Правило "Безударная гласная, проверяемая ударением")
Творческий диктант
Назовите слово по его значению.
Распределительный диктант
Дети работают самостоятельно, потом обмениваются тетрадями и ставят отметку соседу.
Маятник качается вперед - назад,
назад - вперед,
От желтого к синему, потом наоборот.
Пока стрелка качается, уж столько раз подряд,
Ты на синий с желтого переводи свой взгляд.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Все в порядок приведите
И работать все начните.
Самостоятельная работа по слайдам презентации с выбором правильного ответа. Дети сами выставляют себе отметки, опираясь на критерии.
Работа в паре. (см. учебник упр. 65)
Дети отвечают на вопросы:
Прозвенит сейчас звонок,
И закончится урок.
Спасибо вам, мои друзья,
Всем очень благодарна я!