Задачи:
УМК: Русский язык 5 класс редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе проведем урок!
- Ребята, надеюсь на вашу поддержку и нашу общую плодотворную работу.
Беседа
- Ребята, скажите, а вы любите сказки?
- А какие вы сказки знаете? (ответы учащихся)
- Отгадайте название сказки по картинке: корзина с подснежниками. ("Двенадцать месяцев")
- Да, злая мачеха отправила падчерицу зимой в лес за подснежниками. (Появление падчерицы из сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев". Она входит в класс, поет "Песню падчерицы")
Актуализация знаний и формулирование темы урока
- А кто в сказке помог ей? (12 месяцев)
- Давайте перечислим месяцы. (Ученики перечисляют месяцы)
- Ребята, а к какой части речи относятся данные слова? (Имена существительные)
Запись числа и темы урока в тетрадь: "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного"
- Ребята, давайте и мы поможем девочке собрать корзину с подснежниками. На нашей доске прикреплены цветы, обозначающие характерные признаки имени существительного.
- Если мы усвоим их, то пополним корзину, а для этого мы отправимся в путешествие по стране Имен существительных и заполним маршрутный лист, в котором вы будете выставлять себе баллы за проделанную работу.
- В конце урока мы подведем итог и ответим на вопрос "Какую роль играют имена существительные в русском языке?"
- А как вы думаете, какова цель нашего урока?
- Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Давайте озвучим цели и разместим их на "дереве целей".
Дети предлагают цели:
Учитель размещает на "дереве целей" снежинки, которые символизируют цель урока.
- Обращаю ваше внимание на эпиграф к уроку: "Имя существительное – хлеб русского языка". Слова Льва Успенского. В конце урока вы постараетесь объяснить высказывание известного ученого.
- Итак, начнем… И сразу с интересного факта.
Сообщения учащихся.
1 ученик
Из старославянского языка. Некоторые считают, что слово "существительное" произошло от старославянского слова "сущий", то есть "существующий", "тот, который есть".
Таким образом, слова, относящиеся к данной части речи, называют предметы, явления и лица, которые "реально существуют". Первое слово термина – "имя" указывает на именную принадлежность части речи.
Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.
По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребенок смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.
2 ученик
Имя существительное – наиболее самостоятельная часть речи. Уже от них образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень – трава, камень – стена, камень – хлеб, рать – сила постепенно преобразуются в сочетания зеленая трава, каменная стена, черствый хлеб, сильная рать… И до настоящего времени в фольклоре сохраняются древние выражения жар – птица, сапоги – скороходы, скатерть – самобранка, меч – самосек.
К.Г . Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как это самая представительная часть речи. В русском языке на каждые сто слов приходится сорок имен существительных. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
Задание № 1
1. Анализ кластера "Значения имени существительного".
2. Распределение слов в зависимости от значения.
Прочитайте слова: М..локо, смелость, мол..тьба, зеркало, тетра..ь, Оле.., бег, радость, олень, стр..льба, нефть, с..нева, велосипе.., пилот, с..бака, малахит, тракторист, к..рова.
- Согласны ли вы, что данные слова обозначают предметы?
- Давайте посмотрим, что еще могут обозначать существительные?
- Распределите слова в зависимости от значения?
Задание выполняется по группам. У каждого ученика на столе карточка с номером 1, 2, 3, 4, 5, 6.
1) названия людей. (Оле.., пилот, тракторист)
2) названия предметов. (Зеркало, тетра..ь, велосипе..)
3) названия признаков. (Смелость, радость, с..нева)
4) названия действий. (Мол..тьба, стр..льба, бег)
5) названия животных. (Олень, с..бака, к..рова)
6) названия веществ. (Нефть, малахит, м..локо)
Проверка: зачитывает ученик от каждой группы и объясняет, над какими орфограммами работали. (СЛАЙД 7)
Исполнение "Песенки про существительное"
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты -
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Села, города, планеты -
Это тоже все ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.
Небоскребы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты -
Это тоже все ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвертки, и болты,
Звезды, облака, кометы -
Это тоже все ПРЕДМЕТЫ!
Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Вот мы и положили 1 подснежник в нашу корзину – значение.
Задание № 2
Орфоэпическая минутка с грамматическим заданием. (Устная работа с карточками)
- А помните ли вы, на какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)
- На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных отвечают на вопрос кто?
- А какие на вопрос что?
- По какому принципу определяем, одушевленные или неодушевленные существительные?
- Распределите по колонкам. Прикрепляем на доску картинки и проговариваем слова: aлфавит, инженер, шофер, портфель, столяр, свекла.
- Ну вот, благодаря вашим стараниям, 2 и 3 подснежник в нашей корзине– вопросы, одушевленные и неодушевленные существительные.
Задание № 3
Впереди виднеется лесная избушка, в ней три этажа.
На первом этаже живут существительные: месяц, лес, подснежник…
На втором этаже живут существительные: падчерица, работа , любовь…
На третьем этаже живут существительные: переживание, веселье, счастье…
- Как думаете, по какому принципу распределились слова на этажах? (в зависимости от рода)
- Как определить род существительного? (Род существительных определяется путем подстановки местоимений он мой, она моя, оно мое)
Игра "Отгадай загадку"
- Сейчас мы посмотрим, как вы умеете быстро определять род существительного.
- Я буду читать загадки, а вы называете отгадки и записываете в тетрадь, определив род. (Ученик, правильно отгадавший загадку, объясняет, к какому роду относится слово)
- Причем прошу обратить ваше внимание на то, что отгадками будут существительные, которые встречаются в сказке "Двенадцать месяцев".
- Готовы? Тогда читаю:
1. Зимой и летом
Одним цветом. (Ель, елка) м.р, ж.р.
2. Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк) м.р.
3. Без рук,
Без ног,
По полю скачет,
Под окном стучится,
В избу просится. (Ветер) м.р.
4. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга) ж.р.
5. Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо) с.р.
6. Без огня горит,
Без крыл летит,
Без ног бежит. (Солнце) с.р.
- Вот мы и положили 4 подснежник в нашу корзину – род.
- Ребята, скажите, пожалуйста, а к каким признакам постоянным или непостоянным относится род у имени существительного? Докажите.
Звучат музыка, пение птиц, ребята слушают стихотворение А.А. Фета "Шепот, робкое дыхание". Они закрывают глаза, потягиваются, поднимают руки кверху, ощущая себя в летнем лесу.
Учитель: Вы прослушали стихотворение, оно имеет свою особенность, а какую, вам сейчас расскажет ваша одноклассница. Она провела небольшое лингвистическое исследование.
Выступление ученицы
Стихотворение А.А. Фета "Шепот, робкое дыхание" примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных.
Л.Н. Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина". Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова. А получается удивительная чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
Учитель: Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности. (С помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д.)
Задания № 4 и 5
- Существительные из одного дома ходят в гости к существительным в соседний дом, но каждое слово – только в определенный дом.
- Почему? От чего это зависит? (Каждое существительное относится к определенному склонению).
- Сколько склонений у существительных?
- Как определить склонение имен существительных? (к 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а, -я, ко 2 склонению – существительные среднего рода с нулевым окончанием, к 3 склонению – существительные женского рода с нулевым окончанием.
Цифровой диктант
- Определите склонение имен существительных. (самостоятельно, затем 1 ученик зачитывает, проверка)
Осень, зима, весна, лето; январь, февраль, март; ель, сосна; вьюга. В тетрадях: 3, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 3, 1, 1.
Игра "Передай снежинку"
Ребята загадывают склонение имени существительного и передают снежинку игроку, а тот приводит свой пример. К данным словам они подбирают подходящие по смыслу имена прилагательные, согласуя их с существительными.
Запись словосочетаний с объяснением с места
Луч (солнечный), речь (устная), тишь (лесная), шаг (медленный), холод (сильный), вещь (новая), рысь (хищная), лес (дремучий), дерево (ветвистое), ночь (темная).
- Ребята, с какой орфограммой мы столкнулись? (Ь после шипящих на конце существительных)
- Вот мы и положили 5 подснежник в нашу корзину – склонение.
- Склонение - это постоянный или непостоянный признак?
Задание № 6
- Добрались мы и до поляны Падежей.
Сообщение ученика "Это интересно"
- Послушайте интересные факты. Оказывается, школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа, у некоторых народностей Дагестана свыше 50 падежей.
- А вот, у китайцев напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет.
- Ребята, давайте вспомним, сколько падежей в русском языке, повторим название падежей и падежные вопросы.
Повторение падежей и их вопросов
1 учащийся пишет на доске все падежи, 2 – вопросы к ним, 3 – примеры - сова.
- А знаете ли вы, что кое – кто с ними не в ладах? Вот послушайте стихотворение Г. Траубина "Ленительный падеж".
В это время подготовленный ученик читает стихотворение Г. Траубина "Ленительный падеж"
Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи.
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог...
- Ну а мы, ребята, не будем лениться и самостоятельно поработаем, определяя падежи.
Разноуровневые задания
1 уровень
Спишите, вставив пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж всех имен существительных.
На у..кой тр..пинке м..розец прихв..тил к..мки грязи. Они хрустели под ногой. Снег л..жал пуш..стый и сухой. Он обложил все д..рев..я. (По И. Коданеву)
2 уровень
Определить падеж у выделенных слов в пословицах.
Дело шуток не любит.
От слова до дела целая верста.
Не по сути дело , а по делу суть.
Ты за дело , а дело за тебя.
Велик телом, да мал делом.
И умен, и крепок, и в деле гож.
Всех дел не переделаешь.
3 уровень
Просклонять по падежам существительные дружба, лес, слово.
- Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. (На экран выводятся предложения, дети проверяют себя)
- Вот мы и положили 6 подснежник в нашу корзину – падеж.
- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно написать безударное окончание имен существительных)
Задание № 7
- Нам пора идти дальше. Перед нами речка Числянка.
- На одном берегу живут существительные единственного числа, они часто ходят в гости на другой берег. Но что с ними происходит? (Они изменяются)
"Найди слово"
1 и 2 уровень
Найти в предыдущем упражнении слово множественного числа. (комки, дел)
3 уровень
- От какого существительного нельзя образовать множественное число? (дружба)
- Вот мы и положили 7 подснежник в нашу корзину – число.
- Как вы думаете, какой вопрос я вам сейчас задам?
Задание № 8
Упр. 473. Докажите, что перед нами текст. Определите тему и идею текста. Существительные 2 абзаца подчеркнуть как члены предложения.
- Объясните постановку тире.
- И 8 подснежник попадает в корзину.
- Ну, вот, корзина наша наполнена. Но она наполнена не только прекрасными цветами, но и знаниями по теме "Имя существительное".
Анализ кластера "Снеговик"
Применение знаний и умений в новой ситуации
Морфологический разбор слова "книги". (1 человек у доски, остальные самостоятельно, затем проверка.
I. Что? Книги – сущ.
II. Н.ф. книга; пост.: неодуш, ж.р., 1 скл;
Непост.: ед.ч., им. п.
- Что? Книги (подлежащее)
Контроль усвоения
Учащиеся выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
1. Найди неверное утверждение.
а) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
б) Имена существительные изменяются по родам.
в) Имена существительные относятся к 1, 2 или 3 склонению.
2. Найди существительное?
а) Прыгать
б) Прыжок
в) Прыгающий
3. Как изменяется имя существительное?
а) Спрягается
б) Склоняется
в) Не изменяется
4. Укажите существительное женского рода.
а) В степи
б) На солнце в) У дерева
г) На краю
5. Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.
а) Подлежащее
б) Дополнение
в) Сказуемое
г) Обстоятельство
Ключ: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б.
- Результаты оцените и занесите в маршрутный лист. Вложите свои работы в тетради и отложите их на край стола.
- Что же мы сегодня повторили об имени существительном и что нового узнали?
- Помогите мне сделать вывод к нашему уроку.
- Давайте вернемся к началу урока, целям и эпиграфу.
- Те ученики, которые цели формулировали у "дерева целей", рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Учитель снимаем "листочек - цель" с дерева.
- Вернемся и к эпиграфу и объясним слова Л. Успенского.
Имя существительное – это часть речи, отвечает на вопрос кто? что?, обозначает предмет, относится к мужскому, женскому или среднему роду, бывает 1, 2 и 3 склонения, одушевленное и неодушевленное, собственное и нарицательное, изменяется по числам и падежам
Составим синквейн "Имя существительное".
1. Существительное.
2. Главное, самостоятельное.
3. Обозначает, отвечает, изменяется.
4. Отвечает на вопрос "кто"? "что"?
5. Предмет.
- Но корзина еще не полные, т.к. наполнять вы ее будете продолжать на следующих уроках, а также в 6 классе. (разносклоняемые, собственные, нарицательные и т.д.)
Оценивание работы
- А теперь, ребята, оцените свою работу на уроке. Положите перед собой Маршрутный лист и Лестницу успеха и поставьте себя на ту ступеньку, которой, как вы считаете, соответствуют знания, полученные на сегодняшнем уроке.
Облако "тегов"
Дифференцированное домашнее задание
§ 88, с. 46. (правило)
1. Упражнение № 478 или 479 или составить небольшой рассказ "Прогулка по зимнему лесу" (не менее 10 предложений), используя максимальное количество имен существительных.
2. По желанию: написать сказку об имени существительном.
"Письмо благодарности"
Ученики записывают на сердечке имя и слова благодарности или комплимент-похвалу тому однокласснику или учителю, который помог ему на уроке понять изучаемый материал.