Урок направлен на знакомство с жанром сочинения по картине.
Предлагаются сплошые, составные и деформированные тексты для обучения сочинению и предотвращению типичных ошибок.
Ведется работа над планом сочинения двух типов, навыком отбора материала к сочинению, умением использовать устаревшую лексику и тропы; развиваются навыки анализа и интерпретации произведений изобразительного искусства.
1. Рассмотрим картину В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке".
2. Прочитай два описания картины. По какому плану создан 1 текст, по какому второй?
В. Васнецов – замечательный художник-сказочник. Он проиллюстрировал множество волшебных сюжетов. Это и «Аленушка», и «Богатыри», и «Ковер-самолет». Передо мной картина «Иван-царевич на Сером Волке». Колорит её темный и мрачный. Пятна красного создают тревожное настроение. На сумрачном фоне ярко выделяются две фигуры. Иван-царевич крепко прижимает к себе Елену Прекрасную, озирается по сторонам. А она робко прильнула к его груди. Развеваются волосы царевны на ветру. Быстро мчатся беглецы на своем верном друге – Сером волке. Далеко унесут его мощные лапы. На переднем плане Васнецов изобразил нежную яблоньку. Она словно бы разгоняет тьму леса и дает надежду на спасение. Художнику удалось мастерски передать стремительный бег волка, глубину переживаний героев, богатство и красоту их одежд. Когда я смотрю на картину, представляю себя среди этого темного леса. И сердце сжимается от волнения за героев. Добежит ли волк, спасет ли Иван-царевич Василису Прекрасную? |
Темная, непролазная чаща, вековые деревья. Но стрелой несется сквозь сумрак Серый Волк. Глаза его устремлены вперед, уши пригнуты, мощные лапы едва касаются земли. Спасает Серый Волк от погони Ивана-царевича и Елену Прекрасную. Елена Прекрасная грустна, напугана, недвижима, только волосы развеваются на ветру. Клонит она голову в расшитом жемчугом и камнями уборе, сложила она руки на шелковое платье, расшитое золотом. Крепко держит её в бархатных рукавицах Иван-царевич. Грозно смотрит по сторонам – нет ли погони. Готов он к любой опасности. На поясе его верный меч в богато украшенных ножнах. Меркнет день, догорает заря. Долог путь. Но не даст Иван-царевич возлюбленную в обиду. Вот и яблонька своими розовыми цветами, горящими среди мрака, вселяет надежду. |
3. Выдели в первом тексте слова, связанные с изобразительным искусством.
4. Волнистой линией подчеркни во втором тексте эпитеты (красочные определения).
5. Определи жанры 1 и 2 сочинения: сочинение-впечатление, сочинение-рецензия, сочинение-метафора, сочинение-размышление, рассказ, сказка.
6. Напиши, в каких композиционных частях сочинения можно использовать эти фрагменты:
Виктор Михайлович родился в вятском селе в семье сельского священника. Он жил в крестьянской среде, среди простых людей, слушал их сказки и песни на посиделках при свете лучины. Вот почему у него так много картин на сказочные сюжеты.
Выполнил Иван-царевич царское поручение, похитил Елену Прекрасную. Полюбил красавицу. Как же быть, если придется ее отдать? Нет, никому Иван-царевич не отдаст возлюбленную. Крепко держит ее в руках, грозно смотрит по сторонам.
С детства манил меня сказочный мир. Засыпаешь и слушаешь неспешное чтение бабушки. Воображаешь себя то Иваном-царевичем, то Ильей Муромцем. И картины Васнецова помогают мне вернуться в детство и попасть в сказку.
Вхожу в мастерскую художника. С огромного холста смотрят на меня любимые герои русских сказок.
Васнецов - настоящий волшебник. Сила его воображения перенесла меня в сказку.
На заднем плане художник изобразил мрачный темный лес. Но не страшен он путникам, ведь с ними умный и хитрый Серый Волк.
7. Прочитай сочинение ученика. Найди и исправь ошибки в употреблении устаревших слов.
Иван-царевич с Василисой Прекрасной мчатся на Сером Волке от преследователей. На фоне мрачного леса ярко выделяется одежда героев.
Иван-царевич одет в светло-коричневый яхонт*, подпоясанный синим кафтаном*, На его голове сафьяновая* шапка, на ногах – голевые* сапоги. За спиной висит шпага в ножнах.
На Елене Прекрасной надето голубое парчовое* платье с золотой каймой и яхонтовым пояском. На ногах – вышитые золотом и сапожки. Голову царевны украшает расшитый драгоценными камнями кушак*, на шее – червленые* бусы из скатного* жемчуга.
Сундучок подсказок: голевой – расшитый золотыми нитками, кафтан – верхняя мужская одежда, кушак – широкий пояс, парча – плотная тяжелая ткань, сафьян – тонко выделанная кожа, червленый – красный, яхонт – драгоценный камень.
8. Отредактируй текст, заполняя пробелы подходящими по смыслу словами (можешь воспользоваться коробочкой подсказок). Сравни текст с эпитетами и без них. Что изменилось?
Рисует художник, как волк перелетает через болото, покрытое ________ лилиями. ________ туман окутывает деревья. ________ лес обступил беглецов со всех сторон. Иван-царевич ________ озирается - нет ли погони? Он _______ держит Елену Прекрасную.
На _________ фоне леса выделяются всадники и ________ яблонька. Как по волшебству расцвела она в ________ чаще и дает ________ надежду на спасение, указывает путь из _______ леса.
Коробочка подсказок: белоснежный, сизый, враждебный, глухой, темный, молодой, лесной, непролазный, робкий, страшный; тревожно, бережно.