Учимся писать сочинение по картине В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

Урок направлен на знакомство с жанром сочинения по картине.

Предлагаются сплошые, составные и деформированные тексты для обучения сочинению и предотвращению типичных ошибок.

 

Ведется работа над планом сочинения двух типов, навыком отбора материала к сочинению, умением использовать устаревшую лексику и тропы; развиваются навыки анализа и интерпретации произведений изобразительного искусства.

1. Рассмотрим картину В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке".

  • Какие эмоции вы испытываете? Как эти эмоции помогает передать цветовая гамма картины?
  • Какие эмоции испытывают герои: царевич, царевна, волк? Что об этом могут рассказать мимика и жесты?
  • Почему хмурится царевич, о чем грустит царевна, чему радуется волк?
  • Благодаря чему создается эффект быстрого движения путников?
  • Как соотносятся герои с фоном картины?
  • Что художник изобразил на переднем плане и почему?

Картина В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке"Картина В.М. Васнецова "Иван-царевич на сером волке"

2. Прочитай два описания картины. По какому плану создан 1 текст, по какому второй?

В. Васнецов – замечательный художник-сказочник. Он проиллюстрировал множество волшебных сюжетов. Это и «Аленушка», и «Богатыри», и «Ковер-самолет».

Передо мной картина «Иван-царевич на Сером Волке». Колорит её темный и мрачный. Пятна красного создают тревожное настроение.

На сумрачном фоне ярко выделяются две фигуры. Иван-царевич крепко прижимает к себе Елену Прекрасную, озирается по сторонам. А она робко прильнула к его груди.

Развеваются волосы царевны на ветру. Быстро мчатся беглецы на своем верном друге – Сером волке. Далеко унесут его мощные лапы.

На переднем плане Васнецов изобразил нежную яблоньку. Она словно бы разгоняет тьму леса и дает надежду на спасение.

Художнику удалось мастерски передать стремительный бег волка, глубину переживаний героев, богатство и красоту их одежд.

Когда я смотрю на картину, представляю себя среди этого темного леса. И сердце сжимается от волнения за героев. Добежит ли волк, спасет ли Иван-царевич Василису Прекрасную?

Темная, непролазная чаща, вековые деревья. Но стрелой несется сквозь сумрак Серый Волк. Глаза его устремлены вперед, уши пригнуты, мощные лапы едва касаются земли. Спасает Серый Волк от погони Ивана-царевича и Елену Прекрасную.

Елена Прекрасная грустна, напугана, недвижима, только волосы развеваются на ветру. Клонит она голову в расшитом жемчугом и камнями уборе, сложила она руки на шелковое платье, расшитое золотом. 

Крепко держит её в бархатных рукавицах Иван-царевич. Грозно смотрит по сторонам – нет ли погони. Готов он к любой опасности. На поясе его верный меч в богато украшенных ножнах.

Меркнет день, догорает заря. Долог путь. Но не даст Иван-царевич возлюбленную в обиду.  Вот и яблонька своими розовыми цветами, горящими среди мрака, вселяет надежду.

3. Выдели в первом тексте слова, связанные с изобразительным искусством.

4. Волнистой линией подчеркни во втором тексте эпитеты (красочные определения).

5. Определи жанры 1 и 2 сочинения: сочинение-впечатление, сочинение-рецензия, сочинение-метафора, сочинение-размышление, рассказ, сказка.

6. Напиши, в каких композиционных частях сочинения можно использовать эти фрагменты:

Виктор Михайлович родился в вятском селе в семье сельского священника. Он жил в крестьянской среде, среди простых людей, слушал их сказки и песни на посиделках при свете лучины. Вот почему у него так много картин на сказочные сюжеты.

Выполнил Иван-царевич царское поручение, похитил Елену Прекрасную. Полюбил красавицу. Как же быть, если придется ее отдать? Нет, никому Иван-царевич не отдаст возлюбленную. Крепко держит ее в руках, грозно смотрит по сторонам.

С детства манил меня сказочный мир. Засыпаешь и слушаешь неспешное чтение бабушки. Воображаешь себя то Иваном-царевичем, то Ильей Муромцем. И картины Васнецова помогают мне вернуться в детство и попасть в сказку.

Вхожу в мастерскую художника. С огромного холста смотрят на меня любимые герои русских сказок.

Васнецов - настоящий волшебник. Сила его воображения перенесла меня в сказку.

На заднем плане художник изобразил мрачный темный лес. Но не страшен он путникам, ведь с ними умный и хитрый Серый Волк.

7. Прочитай сочинение ученика. Найди и исправь ошибки в употреблении устаревших слов.

Иван-царевич с Василисой Прекрасной мчатся на Сером Волке от преследователей. На фоне мрачного леса ярко выделяется одежда героев.

Иван-царевич одет в светло-коричневый яхонт*, подпоясанный синим кафтаном*, На его голове сафьяновая* шапка, на ногах – голевые* сапоги. За спиной висит шпага в ножнах.

На Елене Прекрасной надето голубое парчовое* платье с золотой каймой и яхонтовым пояском. На ногах – вышитые золотом и сапожки. Голову царевны украшает расшитый драгоценными камнями кушак*, на шее – червленые* бусы из скатного* жемчуга.

Сундучок подсказок: голевой – расшитый золотыми нитками, кафтан – верхняя мужская одежда, кушак – широкий пояс, парча – плотная тяжелая ткань, сафьян – тонко выделанная кожа, червленый – красный, яхонт – драгоценный камень.

8. Отредактируй текст, заполняя пробелы подходящими по смыслу словами (можешь воспользоваться коробочкой подсказок). Сравни текст с эпитетами и без них. Что изменилось?

Рисует художник, как волк перелетает через болото, покрытое ________ лилиями. ________ туман окутывает деревья. ________ лес обступил беглецов со всех сторон. Иван-царевич ________ озирается - нет ли погони? Он _______ держит Елену Прекрасную.

На _________ фоне леса выделяются всадники и ________ яблонька. Как по волшебству расцвела она в ________ чаще и дает ________ надежду на спасение, указывает путь из _______ леса.

Коробочка подсказок: белоснежный, сизый, враждебный, глухой, темный, молодой, лесной, непролазный, робкий, страшный; тревожно, бережно.

Размер:
11.13 Kb
Скачали:
10