Цель урока: познакомиться с понятием "обращение"; обучаться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.
Планируемые образовательные результаты:
- знать определение обращения;
- опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения;
- правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения;
- уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию;
- по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания;
- обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением;
- составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.
Мы продолжаем путешествие по стране под названием "Русский язык".
Но чтобы это путешествие было успешным, мы должны определить
Его маршрут, то есть тему урока.
Подсказка 1-я: В комментариях ВКОНТАКТЕ их часто употребляют, но редко выделяют запятыми.
Подсказка 2-я: Запишите данные предложения. Прочитайте их, соблюдая интонационные правила.
а) Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.
б) Еще ты дремлешь, друг прелестный…
Вычеркните слова, которые назвали того, к кому мы обратились с речью. Как мы называем эти слова? Верно, это обращение. Укажите, какой частью речи они являются, в каком падеже употребляются.
Помогают ли обращения понять характер говорящего, его отношение к окружающим? Докажите свою мысль с помощью приведенных литературных примеров. Зачем же нужны обращения? Восстановив текст, мы обобщим сказанное.
Обращение – слово или________, называющее того, к кому обращаются с речью. Роль его в русском языке, безусловно, ________. Оно помогает привлечь внимание собеседника и побудить его слушать, выразить отношение к говорящему, отразить его речевую культуру, черты характера.
Например, читая предложение "Голубушка, как хороша" из басни __________, благодаря обращению __________ мы понимаем, что Лиса _________ и что верить людям, наделенным такими же чертами характера, не стоит.
Или в предложении "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и с илом?" из басни ________ автор употребил обращение ________, которое подчеркивает _______ нрав Волка. Данные примеры являются убедительным доказательством того, что обращение - ________ синтаксическая единица.
Выпишите предложения с обращением, вычеркните обращения, укажите, чем они выражены.
А теперь хотите стать на минутку волшебниками? Придумайте предложение, которое поднимет настроение всем присутствующим. Не забудьте об обращениях. Запишите его.
Что нужно знать, чтобы избежать ошибок, связанных с обращениями?
Что вы узнали об этой синтаксической единице? Составьте кластер, работая карандашом. Что у вас, ребята, получилось?
А теперь обратимся к пар. 30 и дополним наши сведения. Обобщите написанное. Прочитайте предложения. Найдите среди них те, в которых употреблены обращения. Спишите их, расставив запятые. Составьте схемы.
Предлагаю вам, ребята, стать участниками пресс-конференции. Кто хочет выступить в роли обращений? Все остальные будут журналистами. Итак, ваши вопросы, господа журналисты.
Выполните упр. 157 или составьте и запишите 6-7 предложений с обращениями на тему "Моя семья".