Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение"

Цель урока: познакомиться с понятием "обращение"; обучаться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.

Планируемые образовательные результаты:

- знать определение обращения;
- опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения;

- правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения;
- уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию;
- по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания;
- обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением;
- составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.

Ход урока

Организационный момент. Целеполагание

Мы продолжаем путешествие по стране под названием "Русский язык".
Но чтобы это путешествие было успешным, мы должны определить
Его маршрут, то есть тему урока.

Подсказка 1-я: В комментариях ВКОНТАКТЕ их часто употребляют, но редко выделяют запятыми.
Подсказка 2-я: Запишите данные предложения. Прочитайте их, соблюдая интонационные правила.
а) Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло.
б) Еще ты дремлешь, друг прелестный…

Вычеркните слова, которые назвали того, к кому мы обратились с речью. Как мы называем эти слова? Верно, это обращение. Укажите, какой частью речи они являются, в каком падеже употребляются.

Помогают ли обращения понять характер говорящего, его отношение к окружающим? Докажите свою мысль с помощью приведенных литературных примеров. Зачем же нужны обращения? Восстановив текст, мы обобщим сказанное.

Обращение – слово или________, называющее того, к кому обращаются с речью. Роль его в русском языке, безусловно, ________. Оно помогает привлечь внимание собеседника и побудить его слушать, выразить отношение к говорящему, отразить его речевую культуру, черты характера.
Например, читая предложение "Голубушка, как хороша" из басни __________, благодаря обращению __________ мы понимаем, что Лиса _________ и что верить людям, наделенным такими же чертами характера, не стоит.

Или в предложении "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и с илом?" из басни ________ автор употребил обращение ________, которое подчеркивает _______ нрав Волка. Данные примеры являются убедительным доказательством того, что обращение - ________ синтаксическая единица.

Выпишите предложения с обращением, вычеркните обращения, укажите, чем они выражены.
А теперь хотите стать на минутку волшебниками? Придумайте предложение, которое поднимет настроение всем присутствующим. Не забудьте об обращениях. Запишите его.

Изучение нового материала

Что нужно знать, чтобы избежать ошибок, связанных с обращениями?

  • знать, что такое обращение;
  • как его найти в предложении;
  • как выделить.

Что вы узнали об этой синтаксической единице? Составьте кластер, работая карандашом. Что у вас, ребята, получилось?

СхемаСхема

А теперь обратимся к пар. 30 и дополним наши сведения. Обобщите написанное. Прочитайте предложения. Найдите среди них те, в которых употреблены обращения. Спишите их, расставив запятые. Составьте схемы.

  • Догорай костер дотла.
  • Ласково мерцали звезды в вышине.
  • Я вижу вас мои родные степи.
  • Сердечный друг ты не здорова?
  • Как ты себя чувствуешь?
  • Проснись ленивец сонный!
  • Писать тебе посланье мне было недосуг .
  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

Рефлексия

Предлагаю вам, ребята, стать участниками пресс-конференции. Кто хочет выступить в роли обращений? Все остальные будут журналистами. Итак, ваши вопросы, господа журналисты.

Домашнее задание

Выполните упр. 157 или составьте и запишите 6-7 предложений с обращениями на тему "Моя семья".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!