Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Язык – важнейшее средство общения"

Тема урока: Общие сведения о языке. Язык – важнейшее средство общения. Знакомство с учебником. Общение устное и письменное.

Программа: Авторская учебная программа по русскому языку. 5-9 классы. (Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.), 2016.

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. в 2 ч. / (Т.А. Ладыженская и др), М.: Просвещение, 2019.

Ход урока

1. Исследуйте текст. (какие правила написания и расстановки знаков препинания используются, чтобы правильно написать это предложение)

Яркое солнце осветило деревья, цветы, травы.

2. Сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить в ходе изучения этой темы

3. Послушайте текст, запишите ключевые слова.

Если мы заглянем в словарь, то увидим, что у слова "язык" множество значений. Мы будем говорить о языке как средстве передачи мыслей, знаний, чувств, как средстве общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть и другие языки, созданные для передачи мыслей, знаний, чувств. Свой язык имеет математика. Язык математики передает информацию с помощью специальных математических знаков. Язык формул позволяет выразить мысль сжато, кратко, точно.

Цветовая палитра - тоже своеобразный язык. Красный - цвет любви, радости; розовый - нежности; желтый - измены; черный - печали и т.д. Существует, например, язык цветов, с помощью которого можно без слов передать свои чувства другому человеку.

К примеру, красная роза - признание в любви; белые роза, гвоздика, лилия - знак чистоты; красная гвоздика - очарование, розовая - "никогда тебя не забуду"; желтая лилия - благодарность; амариллис - гордость; астра - любовь и нежность; фиалка - верность, добродетель; красный тюльпан - удача; ландыш - покорность и смирение; пион - сострадание и сочувствие; ирис - вера, надежда; сирень - красота и т.д.

Есть также язык движений. Его можно считать международным, хотя и здесь есть некоторые отличия. Например, в Болгарии кивок означает отрицание - "нет", а если человек поворачивает голову налево-направо, значит, он с вами согласен - "да". Имеются и другие "бессловесные языки" - язык музыки, язык танца, язык мимики и т.д.

4. Постарайтесь показать только одними движениями и мимикой пословицы из упр. 7 с. 7.

5. Послушайте музыку и скажите, о каком настроении она рассказывает?
Джетро Тал "Бурэ"

6. Прочитайте и перескажите тексты, придумайте заголовки к ним

1 вариант: упр.1 с.4-5, текст Успенского
2 вариант: упр.4 с.4

7. Работа по картинкам в учебнике с. 6
8. Устно выполняем упр. 6 с.6
9. Работа по материалу на с. 3 по условным обозначениям и структуре учебника.

10. Найди 3 лишнее

  • водопад, водить, водный;
  • шишка, кошка, чашка;
  • разъезд, ездить, объявление;
  • вкусный, чудесный, местный;
  • золотой, опилить, картошка.

11. Придумайте примеры существительных по картинкам.

Придумайте примеры существительных по картинкамПридумайте примеры существительных по картинкам

12. Обсуждаем вопросы к уроку

Домашнее задание

Устно придумать сказку "Какая буква важнее?"

Размер:
143.87 Kb
Скачали:
4