Конспект урока математики в 6 классе "Координатная плоскость"

Цель урока: знакомство с новым понятием "Координатная плоскость".

Задачи:

  • знать определение координатной плоскости, осей координат, координаты точки, абсцисса и ордината точки;
  • уметь строить координатную плоскость, понимать принцип расположения точек на координатной плоскости;
  • понимать необходимость модели координатной плоскости для жизни человека.

Оборудование: презентация, проектор, компьютер, учебник, карточки с точками.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте свою готовность. Кто нуждается в линейке и карандаше – возьмите на столе у учителя, чтобы в ходе урока не отвлекаться.

Мотивация к деятельности

- Сегодня урока математики начнем с игры в морской бой. Кто умеет, поднимите руки. (считаю, сколько рук)
- А кто сможет пояснить правила этой игры? (показываю видеофрагмент игры)
- Получится ли игра, если называть только одно значение: букву или число? (нет)

- Давайте эти правила переведем в серьезную научную форму. Для этого и проведем сегодняшний урок.
- В тетради записываем его тему.
- В названии темы урока что-то знакомое есть? (координатная прямая у нас уже была)

Актуализация знаний

На доске начертить две параллельные и две перпендикулярные прямые. 2 ученика у доски. Класс в тетрадях работает вместе со мной, чертит координатную прямую.
- Какие условия надо выдержать, чтобы получилась полноценная координатная прямая? (положительное направление, начало отсчета, масштаб)
- Проверьте друг у друга, чтобы эти три элемента были. (Проверяем правильность чертежей на доске. Определение параллельных и перпендикулярных прямых вспоминаем)

Постановка учебной задачи

- Тема урока уже записана, необходимый материал мы вспомнили.
- Попробуем вместе определить цель сегодняшнего урока. (понимать что такое координатная плоскость, как с ней работать, зачем она нужна)
- Да, сегодня мы расширим координатную прямую до координатной плоскости, научимся с ней работать.

Изучение нового материала

- Как вы думаете, игра морской бой связана с параллельными или перпендикулярными прямыми?
- Да, нам понадобятся сегодня взаимно перпендикулярные прямые. Да не просто перпендикулярные, а строго вертикальная и горизонтальная. Помните, как мы работали с вертикальной шкалой у термометра. Вот с ней и начнем работу по середине страницы тетради по клеточкам. Образец на доске.

- Проводим перпендикулярно этой прямой горизонтальную прямую.
- Чтобы наш рисунок стал координатной плоскостью так же как прямая становилась координатной, необходимо выполнение трех условий:

  1. Начало отсчета.
  2. Положительное направление.
  3. Масштаб.

- Предлагайте, как это сделать.
- Каждая прямая с выбранным направлением стала осью координат, имеет свое название. Подписали Х и У.
- Стр. 105 учебника, рис 6.19 а, название каждой оси. Первая ось на первую букву алфавита. Она называется… (ось абсцисс)

- Вторая ось … (ординат)
- Эти две оси координат задают систему координат. Плоскость, на которой задана система координат (две взаимосвязанные оси), называется координатной плоскостью.
- Чтобы попасть в определенную точку на координатной плоскости необходимо сделать два шага: первые по первой оси, потом второй шаг. (На доске слайд)

Координатная плоскостьКоординатная плоскость

- 2 шага по оси ОХ, потом три шага по оси ОУ. Пришли в точку А. Каждый шаг фиксируется в скобочках возле точки.
- Построить точку В(-1; 2). Кто попробует на доске показать ее место?
- Молодцы! Обратимся к учебнику. Рис. 6.19, б. Определить координаты точек С и Д.

- Кто готов на доске записать результат? (Выходит к доске ученик, записывает С(3; -2), Д (-2; 3)
- Посмотрите, только и сделали, что переставили числа местами, а точки получились совсем разные. Что это значит? (Положение числа очень важно, нельзя путать порядок чисел в координатах точки)

- На этом рисунке есть еще две точки. Не будем их обижать, найдем и им координаты. Кто готов записать на доске. (А(3; 0), В(0; -2)
- Особенность этих точек в чем? (Есть одна координата 0)
- Вывод: если одна из координат точек равна нулю, то точка лежит на оси координат. Подумайте, когда и на какой оси?

- Да, какая координата не 0, на той оси и точку ищи!
- На слайде координатная плоскость с точками. Запишите координаты каждой точки. Прочитайте записи. (Изучают изображение, записывают координаты точек К(3; 2), Д 9-3; 6), Е(-6; -5), В(5; -6,5)

Координатные точкиКоординатные точки

Физкультминутка (с шагами на координацию)

Первичное осмысление и закрепление

- Стр. 106, рис 6.21 Точки на клетчатой бумаге. Найти их координаты.
- Перенесем рисунок точно по клеточкам в тетрадь, точку О примем за начало координат и определим координаты каждой точки. Масштаб 1 клеточка, договорились. (Проверяю наличие правильной координатной плоскости у каждого при работе)

Прочитать полученную запись согласно правилу в рамочке на этой же странице В (-6; 0), А (-3; 8), С (-5; 5), Д(0; 4), Е(-6; -2), О(0;0)

- Выполните самостоятельную работу на листочках.
На листочке в клеточку расставлены пять точек и точка О. Введите систему координат и определите координаты всех точек.

Итоги урока. Рефлексия

- Возвращаемся к началу урока. Что же такое буквы и числа в игре морской бой? (Это координаты корабля на поле боя (карте)
- Значит на любой карте имеются координаты, по которым можно однозначно определить местоположение заданной точки (объекта).
- А вот еще один пример. Билет на концерт.

Билет в театрБилет в театр

- Какое отношение он имеет к уроку математики? (Система координат. Обязательно надо знать ряд и место. Сначала находим ряд, потом место в этом ряду)
- Может ли кто-то привести еще примеры на практическое применение координатной плоскости? (адрес места доставки, билет в поезде и др.)

- Ребята, наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.
- На листочке на координатной плоскости поставьте точку F на оси ординат, координата которой соответствует оценке вашей деятельности на сегодняшнем уроке.

Размер:
147.69 Kb
Скачали:
7