Цели урока:
Учитель: Добрый день, сегодня мне бы хотелось начать со слов со слов нашего соотечественника Алексея Николаевича Крылова: "Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле".
- Вот и сегодня мы с вами убедимся в правильности данных слов.
- Прежде, чем перейти к теме нашего урока, давайте выполним следующие задания на повторение.
Устный счет
4+(-7)= |
-3 |
-11 |
3 |
-2-16= |
-18 |
14 |
18 |
8∙(-12)= |
-20 |
-96 |
96 |
-4∙(-13)= |
52 |
-17 |
17 |
3(x-y)= |
3x+3y |
3x-y |
3x-3y |
-4(n-m)= |
-4n-4m |
-4n+4m |
4n+4m |
-3(a+b)= |
-3a-3b |
3a-3b |
-3a+3b |
- Итак, вы справились с заданием. Посмотрите, какое слово у нас получилось? (отлично)
- Совершенно верно, именно так и не иначе вы сегодня справитесь со всеми заданиями.
- На прошлых уроках вы уже познакомились со свойствами действий с рациональными выражениями. Какое свойство вы изучили последним? (распределительное свойство умножения)
Учитель: Давайте вместе вспомним это свойство и запишем его на доске. (либо записываем, либо вешаем на доске напечатанный вариант)
- Как вы думаете, люди давно используют это свойство?
Распределительное свойство умножения известно с глубокой древности, для его записи сначала использовали слова, затем, с введением букв, возникла потребность отделить каким-то образом выражение b + c, сегодня мы для этого используем круглые скобки.
Но круглые скобки появились впервые в XVI в. в трудах итальянского математика. (его имя мы узнаем в конце урока) Однако в течение почти всего XVII века употреблялись не скобки, а горизонтальная черта, проводимая над выражением, подлежащим включению в скобки.
Ученики того времени применяли такую запись распределительного свойства:
где "×" — знак умножения.
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим изучение темы "Распределительное свойство умножения".
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока "Коэффициент. Распределительное свойство умножения". (Вешаем на доске название темы)
- Раз вы уже знакомы с данным свойством, то подумайте и скажите, какая цель нашего урока? (Научится применять данное свойство)
- Верно, цель нашего урока: научится применять распределительное свойство умножения рациональных чисел.
- А теперь, я вас попрошу достаточно быстро решить следующие примеры:
2 1/2∙2=?
9∙5 1/3=?
В чем возникло затруднение? Как вы пытались посчитать данный пример? (Ученики: переводили смешанное число в неправильную дробь и умножали)
- Может распределительное свойство нам поможет вычислить данный пример устно.
- Давайте представим смешанное число в виде суммы целого числа и дроби, а после применим распределительное свойство.
Ученики выполняют задания.
9∙(5+1/3) = 9∙5+9∙1/3=
45+9/3=45+3=48
- Т.е. мы сейчас с вами применяли распределительное свойство для раскрытия скобок. (вывешиваем на доске "Раскрытие скобок", "Умножение смешанного числа на целое число")
- Давайте закрепим это, и решим несколько заданий на раскрытие скобок, которые есть у вас на партах.
Раскройте скобки (решаем у доски)
Учитель: Замечательно, вы работаете, как я и предполагал, на отлично!
- А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть. Ваша задача – внимательно смотреть на числа, представленные на экране и выполнять следующие задания:
Числа: 46, 27, 35, 142, 234, 565, 813, 6660.
- Молодцы! Продолжим работу.
- Обратите внимание, что в теме нашего урока присутствует такое понятие, как коэффициент. Скажите, что это такое? (вешаю на доску слово коэффициент)
Коэффициентом называется числовой множитель при буквенном выражении
Учитель: Теперь давайте вспомним, как привести подобные слагаемые?
Ученики: Чтобы привести подобные слагаемые, нужно сложить коэффициенты и полученный результат умножить на общую буквенную часть.
Пример: 6x + 11x - 7x = 10x
Учитель: Давайте перейдем к практическому применению распределительного свойства.
- Сейчас я предлагаю вам решить старинную задачу XVIII века "Сколь он стар?".
Некто, будучи вопрошен, сколь он стар, ответствовал: "Когда я проживу еще половину, да треть, да четверть моих лет, тогда мне будет 100 лет". Сколь он стар?
- Решение автора данной задачи довольно замысловато и тяжело для восприятия. Я предлагаю решить ее с помощью уравнения. (у доски)
Решение:
Возраст старца |
Половина |
Треть |
Четверть |
Всего |
x лет |
½*x лет |
1/3*x лет |
1/4x лет |
100 лет |
- Составим уравнение: x + 1/2x + 1/3x + 1/4x = 100 и решим.
- На самом деле, приведение подобных членов – это применение распределительного свойства умножения.
- Ведь здесь мы выносим общий множитель x за скобки. (На доске вывешиваем "Вынесение общего множителя")
- Далее работаем в парах. На тех же листах с заданиями у вас есть подзаголовок "Работа в парах", где есть индивидуальное задание для каждого.
- Ваша задача выполнить свое задание в тетради, а полученный ответ сложить с ответом соседа по парте. Приступаем!
Раскройте скобки и упростите выражение (Учащиеся выполняют задание в течение 3-5 минут)
1 вариант: 2(3+11x)-(13x-8)
2 вариант: 2(8+3x)-(15x-12)
Учитель: Время вышло! Давайте проверим, какие ответы у вас получились! (42)
- Совершенно верно! - С данным числом связано достаточно много занимательных фактов, например, в культовом романе английского писателя Дугласа Адамса "Путеводитель для путешествующих автостопом по Галактике" дается ответ на "Главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого".
- Этот ответ должен был решить все существующие в мире насущные проблемы. Специально созданный мощнейший во Вселенной суперкомпьютер искал его в процессе семи с половиной миллионов лет непрерывных вычислений, и его ждали все разумные расы.
- Когда этот ответ был, наконец получен, он гласил: "42". А, ведь еще это номер Вашей гостеприимной гимназии!
Учитель: Ребята, теперь давайте вспомним, что я рассказывал вам о том, когда и где впервые появились обозначения круглых скобок? (Ответы учащихся)
- А как звали того ученого-математика, который один из первых ввел данное обозначение? (Вы не говорили)
- Теперь, я считаю, пришло время выяснить это.
- У вас у каждого на столе лежит тест. Выберите правильный ответ и выпишите буквы выбранных ответов к каждому заданию на этом же листе.
Раскройте скобки
2(a+b) Т) 2a+2b Б) 2a-2b С) 2a+b |
6(2x-6y) А) 12x-36y У) 12x-12y Я) 12x+12y |
3(x-y) О) 3x-y А) 3x-3y Е) 3x+3y |
-5(a+2c) Л) -5a-10c Д) -5a-10b Н) 5a+10c |
-3(n+m) Ч) -3n+3m Р) -3n-3m З) 3n-3m |
-5(b-3n) Ф) 15b+15n К) -5c+15n Ь) -5b+15n |
-4(n-m) Х) -4n-4m В) 4n+4m Т) -4n+4m |
-4(b-3n) О) 4b-12n Я) -4b+12n Э) -4b-12n |
- Теперь давайте обменяемся своими тестами и проверим правильность ответов друг у друга.
- Если у вас в ответе получилась фамилия Тарталья, то вы все выполнили верно.
- Если есть, какие-то ошибки, то я вас попрошу в данном тесте зачеркнуть неверные ответы и поставить оценку по следующим критериям:
Никколо Тарталья - именно под такой фамилией нам известен итальянский математик-самоучка, который один из первых ввел обозначение круглой скоб.
Занимательно то, что настоящая его фамилия - Фонтана.
Домашнее задание
- И вот вам маленькое домашнее задание. Ответьте на вопрос "Что означает фамилия Тарталья, и почему ученого прозвали именно так?
Учитель: Что мы сегодня с вами закрепили?
Учащиеся: Понятие коэффициента, распределительное свойство, раскрытие скобок, вынос общего множителя.
Учитель: Вы хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями.
- Благодарю всех за активную работу и предлагаю оценить свою степень удовлетворенности работой на уроке.