Данный урок внеклассного чтения по рассказу Ивана Бунина "Лапти" был проведен в рамках внеклассного чтения "Уроки добра и милосердия" в 7 классе. На примере героя рассказа И.А. Бунина "Лапти" дети учатся быть милосердными, добрыми, способными к состраданию.
На уроке была использована технология критического мышления. Учитель и дети читали рассказ с остановками, анализируя прочитанное, прогнозируя, что будет дальше.
Чтение начала рассказа для усиления эмоционального восприятия картины разбушевавшейся стихии сопровождалось музыкой Г.В. Свиридова "Метель", и на экран был выведен слайд с изображением вьюжной зимы.
Прочитав и проанализировав рассказ, дети обобщили полученную информацию в кластерах. На уроке были использованы разные виды деятельности: чтение, беседа, просмотр слайдов, работа в тетради, физкультминутка, заполнение кластеров. На дом было дано задание написать сочинение-рассуждение.
Цели урока:
Оборудование и материалы: композиция Георгия Свиридова "Метель", портреты странников (художников И.Н. Крамского и В. Г. Серова), портрет писателя И.А. Бунина.
Учитель: У нас сегодня необычный урок-урок внеклассного чтения, который проходит в не совсем традиционной обстановке и связан с именем нашего земляка, поэта и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но всегда любившего Россию, восхищавшегося ее природой и удивлявшегося загадками русской души, Иваном Алексеевичем Буниным.
- Запишите тему урока. Как вы понимаете смысл выражения: "Умереть, чтобы жить…"?
- Наша с вами задача – подумать над выражением: "Умереть, чтобы жить…". Как вы уже догадались, работать мы будем над рассказом Ивана Бунина "Лапти".
- Запишите также два эпиграфа к уроку:
- Позже мы вернемся к этим высказываниям.
Учитель: Я предлагаю прочесть рассказ выборочно, от начала и до слов: "… Покрасить фуксином нехитрое дело – Бог с тобой… Где в такой ужас дойти?"
Словарная работа
- Ребята, вам встретилось слово "фуксин". Я просила дома заранее выписать из "Толкового словаря" его определение. Зачитайте.
Фуксин – это красная анилиновая краска, широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи
- В какое время года происходит действие в рассказе? Подтвердите фразами из текста. (Цитирование текста)
- Какое художественное средство использует автор для создания образа вьюги? (Ответы учащихся)
- Где происходит действие в начале рассказа?
- Какая ситуация в доме барыни?
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
- Правильно, крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, зимой для них валенки были роскошью, а если они и были, то сразу одни для нескольких детей.
- А как вы думаете, откуда Бунину так подробно знаком крестьянский быт?
Доклад ученицы-экскурсовода
Доклад о родине, детстве И.А. Бунина с использованием музейных экспонатов.
Учитель: Ребята, вернемся к рассказу. Как вы думаете, кем в доме барыни был Нефед?
- Каким вы себе его представляете? Создайте устный портрет, можно цитировать текст.
- Рассмотрите портреты Ивана Николаевича Крамского "Полесовщик" и Василия Григорьевича Перова "Странник" с изображением старцев. Похож ли на них Нефед?
- Чем? Работа какого художника ближе к образу Нефеда? Почему?
- Какое главное качество усмотрели?
- Какие отношения были у Нефеда и барыни? Почему вы так решили?
- Как вы думаете, пойдет ли Нефед в Новоселки, до которых шесть верст?
- Об этом мы узнаем из следующего отрывка. Читаем со слов: "Еще подумал…" до слов: "…И потонул в белом, куда-то несущемся степном море…" (Один из учеников читает)
- Итак, пошел ли Нефед в Новоселки? Что взял с собой Нефед? Для чего?
- Знал ли Нефед, что в такую погоду может не добраться до Новоселок? Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нем?
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме барыни в отсутствие Нефеда?
- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читаем от слов: "Пообедали…" до слов: "… зловещий стук в окно". (Читает один ученик)
- Переживали ли домашние за Нефеда?
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефеда было неуютно? Зачитайте из текста.
- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в окно "зловещим"?
- Так что же произойдет дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. Читаем со слов: "Это были…" до слов: "… с фуксином". (Чтение текста)
- Что же предвещал "зловещий" стук в окно?
- Как вы думаете, увидев красные лапти, ребенок выздоровеет?
- Верно. А кого же еще спас Нефед? И как?
Прослушивание композиции Георгия Свиридова "Метель"
Учитель: Отметьте в тетрадях, как меняется темп и громкость мелодии. Какие образы возникли в вашем воображении при прослушивании мелодии?
- Можно ли это отнести к нашему рассказу?
Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина "Бесы"
- Ребята, а какие еще произведения русской литературы вам вспомнились из уже ранее изученных нами?
- Кто сможет стихотворение А.С. Пушкина "Бесы" прочитать по памяти наизусть?
- Что общего у этого стихотворения и рассказа И.А. Бунина?
Учитель: Вернемся к теме урока и рассказу "Лапти". Можно ли утверждать, что Нефед совершил подвиг?
- Как вы думаете, что хотел донести до нас автор рассказа?
- Только ли жизнью можно жертвовать?
- А кто из вас может привести примеры из биографии И.А. Бунина о том, как он помогал, жертвуя собою, людям. Что об этом скажете?
- Совершенно верно. Иван Бунин не раз жертвовал своей жизнью, помогая другим. Вернемся к высказыванию Льва Николаевича Толстого. Как вы его понимаете и объясните? (Ответы учащихся)
- А как объясните смысл народной пословицы? К какому герою можно ее отнести?
- Подведем итоги урока. Рассказ Бунина "Лапти" занимает одну страничку, а какой же он емкий по содержанию!
- Главный герой рассказа Бунина Нефед – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия.
- Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалея ничего для нуждающихся. Наверно, в этом и заключается смысл человеческого существования.
- А теперь подумаем над ответом на вопрос: "Каких людей можно назвать героями?"
- Перед вами на столах лежат чистые листы бумаги. Пожалуйста, не подписывая свои инициалы, продолжите фразу: "Настоящий герой – это тот, который…". (Учитель собирает листы и зачитывает ответы учащихся)
- Спасибо за искренность, ребята. Думаю, что наш урок сегодня не прошел даром для вас и позволил сделать определенные выводы и вынести жизненные уроки.
- Какие же выводы вы для себя сегодня сделали?
- Действительно, нужно уметь сострадать, быть милосердным, готовым прийти на помощь в жизненно трудную минуту, всегда быть ответственными за себя и окружающих вас людей.
- Спасибо за работу на уроке. Сегодня отличились в работе и получили оценки… (Учитель выставляет оценки за урок)
Домашнее задание
Дома напишите сочинение-рассуждение на одну из тем:
- Урок окончен.