Литературная викторина по произведениям Л. Толстого для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Закрепить у детей знания произведений Л. Толстого.
  • Воспитывать интерес к произведениям Л.Толстого, понимание их жанровых особенностей.
  • Учить понимать, анализировать и оценивать поступки героев.
  • Развивать связную речь детей: использовать речь – рассуждение для аргументации своих ответов.

Ход викторины

№ п/п

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

Педагог находит в группе фрагмент от картинки по рассказу Л.Толстого «Косточка» (магнитные) и побуждает детей найти остальные фрагменты пазла и собрать целую картину на магнитной доске. 

Дети ищут в группе недостающие кусочки (фрагменты) и собирают целую картинку.

2.

Технология «Хоровод»

Педагог предлагает игру в кругу

«Передай Чижа и назови произведение автора»

Должны ответить все дети. 

Дети передают по кругу птичку и называют рассказ, быль или сказку Л. Толстого.

3.

Педагог задает вопросы на повторение:

- Кто такой Л. Толстой?

- Чем он известен?

- Что вы о нём помните? и т.д. 

Дети вступают в беседу, отвечая на вопросы педагога.

4.

Педагог предлагает детям сыграть в Викторину.

- Как много вы вспомнили, молодцы! Я вас приглашаю сыграть в викторину «Знатоки рассказов Л.Тостого. Мы с вами вспомним его произведения, героев, чему они учат. Будем играть двумя командами.  У нас будет 5 раундов, за правильно выполненное задание в каждом раунде команда получает одно очко. Если ответ неправильный, то очко не начисляется. Выигрывает та команда, которая наберёт больше очков.

Предлагаю поделиться на команды: рассчитаться на первый – второй! (можно использовать любые формы деления на команды)

- Выбирайте капитана своей команды! 

 

Дети делятся на команды по заданию педагога. 

 

Дети выбирают самостоятельно капитана, договариваясь друг с другом.

5.

Педагог предлагает капитанам выбрать название своей команды (наугад по карточкам) «Знатоки» и «Умники».

Педагог вешает эмблемы для обозначения каждой команды на магнитную доску и обозначает очки.

Капитаны подходят к ведущему, выбирают наугад карточку с названием своей команды и раздают участникам медальки с изображением символа своей команды. 

6.

Команды готовы! Напомните правила игры командами! Не перебивать друг друга, не выкрикивать, выслушивать каждую команду.

Приглашаю команды на свои места (стульчики расставлены ёлочкой или у каждой команды свой стол)

1 РАУНД - «Из какого рассказа отрывок»

Каждой команде по очереди читается отрывок в 1-2 предложения из произведений Л. Толстого.

По 2 отрывка отрывка каждой команде. За правильный ответ начисляется балл.

В конце каждого раунда подсчет очков.

Участники напоминают друг другу правила игры в командах и рассаживаются на свои места. 

 

Команды по очереди отгадывают названия произведений.

 

7.

2 РАУНД  - «Собери слово из слогов»

Технология Аквариум – 3 ребенка выполняют задание, другие проверяют. Потом меняются

Каждая команда на своём столе собирает из слогов 3 слова, относящихся к рассказам автора. Это может быть название рассказа, героя, место, где происходит действие.

А-КУ-ЛА   ПРЫ-ЖОК    КО-ТЁ-НОК       ВА-СЯ   МО-РЕ   СО-БА- КИ   МАТ-РОС СЕТ-КА

СЕ-РЁ-ЖА  МАЧ-ТА  КОШ-КА  КА-ТЯ

Подведение итогов раунда. Оценивается быстрота и правильность. 

Дети выполняют задание.

8.

3 РАУНД – «Рассуждалки»

Участники каждой команды по очереди придумывают другое продолжение рассказа. Могла бы история с чижом в рассказе «Птичка» закончиться по – другому? (одной команде)

И что могло произойти с котёнком, если бы его не защитил Вася? (другой команде). Дать высказаться всем детям.

Присуждение баллов. 

Дети выполняют задание, посовещавшись с другими участниками своей команды.

9.

4 РАУНД – «Дерево знаний»

Это задание на быстроту и правильность. Капитаны выбирают карточку с названием произведения Л.Толстого. На этом дереве знаний расположены иллюстрации. Участники каждой команды по очереди подбегают к дереву и выбирают одну, которая подходит к их произведению. Проверяем правильность и начисляем +1 балл за быстроту. 

 

10.

5 РАУНД – «Блиц»

Возможность любой команды вырваться вперёд. Задаются вопросы всем участникам.

Кто первый ответит, той команде присуждается балл, за каждый правильный ответ.

- Как звали мальчика, которому подарили сетку для ловли птиц? (Серёжа)

- Кличка пожарной собаки. (Боб)

- От какого фрукта выкинули косточку в окно? (Слива)

- Какую птицу не выпустили на волю? (Чи)

- От какого животного спас матрос мальчика? (Акула)

- Кого спас на пожаре Боб? (Куклу)

- В каком городе подружились Лев и Собачка? (Лондон) 

Дети отвечают на вопросы. Засчитывается правильный ответ первого поднявшего руку ребёнка.

 Можно увеличить или уменьшить количество вопросов, изменить их сложность, ориентируясь на знания и активность детей.

11.

Подведение итогов

1 место - победители викторины.

2 место - знатоки викторины.

В. Молодцы, ребята. Вы сегодня были дружными, сплочёнными. Поэтому вы набрали много очков.

Анализ результата

Награждение медалями, раскрасками по произведениям Л.Толстого, предложить раскрасить.

Если время есть, провести задание «Подбери пословицу» - педагог читает пословицу, дети должны сказать, к какому произведению она подходит и почему.

Награждение детей. По усмотрению педагога можно наградить только победившую команду, ориентируясь на индивидуальные особенности детей в группе.

Можно поощрить каждого ребенка из уступившей команды (самый быстрый ответ, самый рассудительный, самый серьезный, самый любознательный, самый развёрнутый ответ т.д.)

Задания 1 раунда "Из какого произведения отрывок"

  1. Тогда отец сказал: что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо. Но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки. (Косточка)
  2. Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову. (Булька)
  3. Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. (Пожарные собаки)
  4. Через 5 минут он выбежал и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. (Пожарные собаки)
  5. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус и в парусе устроили купальню. (Акула)
  6. Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было сил к мальчикам. (Акула)
  7. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (Котенок)
  8. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. (Котенок)
  9. Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. (Птичка)
  10. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. (Лев и собачка)
  11. Школа была за селом у церкви. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: - Куда ты, пострелёнок, один бежишь? (Филиппок)
  12. Один раз я пришла в кладовую достать варенья. (О муравьях)
  13. Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. (Прыжок)
  14. Один раз подле дерева работал народ (Орел)
Размер:
19.02 Kb
Скачали:
3