Методическая разработка "Интеллектуальный турнир "Знатоки родного края"

Конспект организованной образовательной деятельности разработан для подготовительной группы детского сада. Данное мероприятие являлось итоговым событием образовательного проекта "Моя малая Родина - Хакасия".

Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе подготовки и участия в интеллектуальном турнире "Знатоки родного края".

Задачи:

  1. Создать условия для развития интереса к истории, культуре, традициям Хакасии, воспитания патриотических чувств.
  2. Создать условия для проявления детьми имеющихся представлений о государственной символике Хакасии и России, отдельных культурных и бытовых традициях хакасского и русского народа.
  3. Сбеспечить условия для побуждения детей к речевой активности, выражения своего мнения (социально- коммуникативное, речевое развитие);
  4. Способствовать развитию навыков взаимодействия, работы в команде (социально- коммуникативное развитие).

Материалы и оборудование: проектор, мольберты, металлофон, атрибуты для подвижных игр, набор иллюстраций - одежда, флаги, гербы, символы Хакасии и России, схемы приготовления хакасского национального блюда "талган", сухая смесь для приготовления блюда "талган" на каждую команду.

Предварительная работа:

  • изучение государственных и традиционных символов России и Хакасии (их происхождение и история);
  • знакомство с русскими и хакасскими национальными костюмами, словами, обозначающими их на хакасском языке, знакомство с национальными блюдами и праздниками хакасского и русского народа.;
  • работа с родителями по подготовке детей к турниру, привлечение их к подготовке домашних заданий с детьми, привлечение к участию в жюри.

Ход образовательной деятельности

Ведущий: Прежде чем мы начнем, представляю вам гостей и жюри турнира: это родители и педагоги. (Ведущий представляет жюри Дети стоят около столов, справа и слева от ведущего. Знаком начала тура является сигнал (металлофон, по пластинкам которого быстро проводят с лева направо)

1 тур

Ведущий: Для выступления с домашним заданием дети могут использовать мольберт и другое оборудование.
- И первое состязание для команд - Домашнее задание, которое команды подготовили заранее. (выступление команд: Капитан каждой команды представляется, называет команду, команда произносит девиз, показывает символ команды, рассказывает, что он означает)

- Команды знатоков могут занять свои места, а жюри выставляет оценки. (Слово предоставляется жюри. Дети занимают места за столами. Звучит сигнал)

2 тур

Ведущий: У меня вопрос ко всем знатокам из обеих команд - Что такое Родина?
- Как называется наша большая Родина?
- Как называется наша малая Родина?

- Какой город является столицей России, столицей Хакасии?
- А почему Абакан называется столицей? (В Абакане работает наше правительство, Глава Республики. Дети отвечают, сообщив о готовности поднятием флажка)

3 тур

Каждой команде предстоит ответить на 5 вопросов. Пока отвечает одна команда – вторая соблюдает тишину, не подсказывает. За нарушение этого правила можно получить штрафное очко.

Вопросы для первой команды:

  1. Что относится к государственным символам России?
  2. Что изображено на гербе Хакасии?
  3. Выберите из предложенных флагов, флаг России.
  4. Что означают цвета флага России?
  5. От какого животного, предположительно, происходит название нашего города?

Вопросы для второй команды:

  1. Назовите государственные символы Хакасии
  2. Выберите из предложенных флагов, флаг Хакасии.
  3. Что означают цвета флага Хакасии?
  4. Что изображено на гербе России.
  5. Какой символ изображен на флаге Хакасии. (солярный знак)

4 тур

- Следующий вопрос, на который каждая команда, посовещавшись даст свой ответ, поместив карточки на мольберт. Какие растения являются символом Хакасии, России, а какие растения лишние? (каждой команде раздаются одинаковые комплекты карточек с изображениями растений, деревьев)

5 тур

- И последний вопрос этого тура, на который команды будут отвечать поочередно. Назовите города или населенные пункты Республики Хакасия.

6 тур

- Также построен на домашнем задании. Каждая команда приготовила для соперников хакасскую национальную подвижную игру. Задача команд – объяснить правила и поиграть вместе. Команды играют в подвижные игры.

7 тур

Взрослый предлагает детям определить к какому празднику относятся данные картинки.

Вопросы первой команде:

  1. Когда проходит праздник "Чыл пазы"(хакасский новый год)?
  2. На какое дерево завязывают ленточки?
  3. Что означает ленточка белого цвета?

Вопросы второй команде:

  1. Как по другому называют праздник "Чыл пазы"(хакасский новый год)
  2. Что делали с ленточкой черного цвета?
  3. Что означают ленточки красного и синего цвета?

8 тур

Командам выдаются наборы картинок разных видов одежды, цветные карандаши.
Задание для первой команды:

  1. Поднимите картинку изображающее пого.
  2. Поднимите картинку изображающее когенек. (хакасское платье)
  3. поднимите картинку изображающее порiк. (шапку)

Задание для второй команды:

  1. Поднимите картинку изображающее сигедек. (жилетку)
  2. Поднимите картинку изображающее пыла. (платок)
  3. Поднимите картинку изображающее одiк. (обувь)

9 тур

Задание командам - изучить схему приготовления блюда "талган", а затем приготовить его. Выдается сухая смесь и схемы приготовления хакасского национального блюда "талган", посуда, фартуки. Побеждает команда, которая быстрее, внимательнее, аккуратнее выполнит это задание.

Рефлексия. Подведение итогов

Ведущий объявляет, что игра закончилась.
- Понравилась вам игра?
- Какое на ваш взгляд было самое интересное задание?
- А какое самое трудное?

Ведущий приглашает жюри для объявления результатов. Вручаются призы (блины, баранки, прияники – русские блюда), помощник воспитателя накрывает столы для чаепития со сладостями и талганом.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, турнир