Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
Материалы к занятию:
Предварительная работа: цикл познавательных занятий на темы: "Деньги", дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы, чтение художественной литературы.
Методические рекомендации в организации игры:
Правила игры
Капитан команды крутит волчок. На какой сектор покажет стрелка волчка, тот конверт вскрывается и читается вопрос. Если стрелка волчка указывает на сектор, где нет конверта с вопросом, берем ближайший конверт с вопросом по часовой стрелке. Вопрос обсуждается игроками по песочным часам - 1 минута. За каждый правильный ответ знатокам дается 100 очков, которые в конце игры меняются на деньги. Результаты после каждого раунда будут вывешиваться на табло.
Воспитатель: Ребята, вы любите делать покупки? А что для этого нужно? Как можно заработать деньги? (ответы детей)
- Да, трудиться можно как физически, так и интеллектуально. И сегодня, я вам предлагаю заработать первые ваши деньги. Добро пожаловать в интеллектуальный клуб "Что? Где? Когда?".
Крупье: Здравствуйте уважаемые участники игры и болельщики! Мы рады приветствовать вас в нашем клубе "Что? Где? Когда?" Сегодня против команды "Знатоков" играют сотрудники детского сада. Уважаемые знатоки, прослушайте правила (зачитывает) и, теперь, пришло время начинать игру.
1 Раунд
Звучит гонг. Капитан команды крутит волчок. (Музыка)
Крупье: Против вас играет заведующая детским садом Ольга Олеговна.
Вопрос: Что такое зарплата?
- У вас есть время на обсуждение ответа на вопрос (дети обсуждают ответ: деньги, которые получают люди за выполненную работу).
Вы заработали ... очков.
2 Раунд
Крупье: Против вас играет заместитель заведующего по воспитательной работе Наталья Николаевна.
Вопрос: Когда мы получаем деньги, это как называется? А когда тратим?
- У вас есть время на обсуждение ответа на вопрос. (дети обсуждают ответ: доход и расход)
Вы заработали ... очков.
3 Раунд
Крупье: Против вас играет психолог Лариса Александровна.
Вопрос: Внимание, отгадайте ребус!
- У вас есть время на обсуждение ответа на вопрос. (ответ: товар, банк)
Вы заработали ... очков.
4 Раунд
Крупье: Против вас играет учитель-логопед Наталья Владимировна.
- Внимание черный ящик. (вынос черного ящика под музыку)
Вопрос: Что лежит в ящике?
- Бывает круглая, а бывает прямоугольная. Бывает бумажная, а бывает металлическая. Бывают тяжелые, а бывают легкие. Может звенеть, а может шуршать.
- У вас есть время на обсуждение ответа на вопрос. (Дети обсуждают ответ. Открывает ящик и достает монету и купюры)
- Вы заработали ... очков.
5 Раунд
Крупье: Против вас играет инструктор по физической культуре Успенская Марина Анатольевна. Она предлагает сделать физминутку.
6 Раунд
Крупье: Против вас играет учитель-дефектолог Екатерина Владимировна. У нас блиц-опрос. Вы должны ответить сразу после вопроса. У вас нет время на обсуждение.
Вопрос: дополните фразу...
Без труда не вытащить … (рыбку из пруда)
Семь раз отмерь, … (один раз отрежь)
За всякое дело берись… (умело)
Копейка бережет … (рубль)
Вы заработали ... очков.
7 Раунд
Крупье: Против вас играет музыкальный руководитель Ирина Юрьевна.
Вопрос: Путешествие по сказке "Золотой ключик".
- Что купил папа Карло Буратино? (Азбуку)
- Что сделал Буратино, чтобы попасть в кукольный театр? (продал азбуку)
- Сколько Карабас - Барабас дал Буратино золотых? (5)
- Что предложили лиса Алиса и кот Базилио сделать Буратино и какие слова произнести? (выкопать ямку, сказать три раза "Крекс, фекс, пекс")
- Зачем Лиса и Кот повесили Буратино вниз головой? (чтобы выпали деньги)
- У вас есть время на обсуждение ответа на вопрос. (дети обсуждают ответ)
- Вы заработали ... очков.
8 Раунд
Крупье: Против вас играет воспитатель Анна Александровна.
Вопрос: Как разделить 4 сваренные картофелины на 5 человек?
- У вас есть время на обсуждение ответа на вопрос (ответ: приготовить картофельное пюре)
Вы заработали ... очков.
- Уважаемые дети-знатоки, все задания выполнены. Вы ответили на многие вопросы. Пришло время подвести итог. Со счетом … … победили игроки! (Крупье объявляет количество заработанных очков и приводит их в деньги)
Крупье: Вы заработали за свой труд деньги и настала пора их потратить. Надо рассчитать бюджет. Вспомните, что такое бюджет? (Бюджет – это подсчет доходов и расходов)
Сюжетно-ролевая игра "Магазин
Воспитатель: Перед вами магазин "Детский мир", в котором вы можете сделать покупку на заработанную сумму.
Купить можно товар: настольные игры, канцтовары, игрушки и др. Крупье предлагает команде решить, как бы они поступили с деньгами: поделят их поровну или будет другое решение. Он поощряет детей за самостоятельное, справедливое решение. Дети на заработанные деньги приобретают товар.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось зарабатывать деньги?
- А тратить их? А что больше понравилось?
- Что легче: зарабатывать или тратить деньги?
- Уважаемые знатоки, я желаю вам, чтобы вы всегда были дружными и умными. До новых встреч.