В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и прежде всего чувства любви к своему Отчеству, к малой родине.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребенка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане.
Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город, край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно.
Особенно важно это сейчас, в преддверии празднования юбилейной даты нашего региона. Сегодня 300-летие Кемеровской области–Кузбасса – это та ключевая идея, которая объединяет всех жителей нашего региона. В июле 2021 года жители Кемеровской области встретят 300-летний юбилей Кузнецкого угольного бассейна, открытие которого ведет свой символический отсчет от 6 июля 1721 года, от обнаружения угля на Горелой горе рудознатцем Михайлой Волковым.
Наше учреждение принимает участие в подготовке к празднованию юбилейной даты и организует совместную образовательную деятельность с детьми. Мы предлагаем вашему вниманию конспект викторины "Семь чудес Кузбасса".
Цель: закрепление представлений детей о Кузбассе: о достопримечательностях Кемеровской области, памятниках природы и культуры.
Задачи:
Предварительная работа: рассматривание альбомов, фотографий, открыток с памятными местами Кузбасса.
Материал и оборудование: игровое поле, волчок, письма с вопросами, знаки музыкальных пауз, карта Кузбасса, изображения 7 чудес Кузбасса, флажки-стикеры, разрезные рисунки: лиса, ворона (пазл), инвентарь для шорской народной игры "Конные скачки" (Атчабыш).
Работа над словарем: экскурсия, экскурсовод, экскурсанты, туристы, музей, памятник, достопримечательность, береста, петроглифы, сталактиты, сталагмиты, 7 чудес Кузбасса, снежный человек (Йети).
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по 7 чудесам Кузбасса. Назовите столицу Кузбасса. (Ответы детей)
- Правильно, город Кемерово – главный город земли Кузбасской. Давайте отметим город Кемерово на карте Кемеровской области. Дети, расскажите, чем богат наш край, и чем славится Кузбасс?
- Молодцы, ребята! Видите, в каком удивительном крае мы с вами живем! Тайга и горы, милые просторы, крутые берега!
- Посмотрите на карту, какая большая Кемеровская область – Кузбасс! Писатели и поэты первыми заметили, что очертания нашей области на карте имеют форму человеческого сердца. (Педагог обводит контуры области на карте)
- Наша область – необыкновенная и даже имеет памятники природы и культуры, названные жителями семью чудесами Кузбасса. Предлагаю вам принять участие в викторине "7 чудес Кузбасса". Команда знатоков, занимайте свои места за игровым столом! Кто капитан команды?
Капитан команды: Мы знаем и любим свой край,
Давай, отвечай, не зевай!
Дадим мы ответ на вопрос любой
Про край, близкий сердцу, родной!
Воспитатель: Против команды знатоков играет команда родителей. Ребята, посмотрите на барабан! Вы видите письма от ваших пап и мам, в которых они задали вам вопросы для нашей игры. Начинаем первый раунд! Вращайте барабан! (Волчок останавливается)
- А вот и первое письмо от мамы Артема. Открывайте конверт! Что изображено в письме?
Дети: Это памятник "Память шахтерам Кузбасса" - это бронзовая скульптура шахтера, которая посвящена памяти погибших горняков Кузбасса. В груди шахтера пылает горящее сердце, которое согревает нас своим теплом и любовью.
Воспитатель: Ребята, кто установит на карте области флажок в месте, где находится эта скульптура? (Ребенок ставит флажок-стикер на месте расположения города Кемерово)
- Это правильный ответ, команда знатоков зарабатывает 1 балл! Начинаем второй раунд! Вращайте барабан! Стрелочка указывает на письмо от мамы Насти. Открывайте конверт! Что изображено в письме?
Дети: Это город Мариинск, город-музей. Этот маленький городок с красивыми резными деревянными домами. Там находится музей бересты. Из бересты мастера делали украшения и предметы быта. Еще в городе есть необычный памятник – памятник Картошке. Установили этот памятник, потому что в Мариинске собрали самый большой урожай картофеля.
Воспитатель: Ребята, а где находится Мариинск? Кто сможет отметить это место на карте Кузбасса? (Ребенок ставит флажок-стикер)
Воспитатель: И вновь команда знатоков зарабатывает 1 балл! Общий счет – 2 балла! Третий раунд! Вращайте барабан! (Волчок останавливается) На какое письмо указывает стрелочка волчка? Это письмо от папы Димы. Давайте посмотрим, что изображено в письме?
Дети: Здесь фотография пещеры.
Воспитатель: Я предлагаю вам подсказку. Отгадайте загадку!
Говорят, что люди на планете
Существа в лесу встречают эти,
Но не так-то просто
Подружиться с … (Йети)
Дети: Здесь живет снежный человек! А пещера называется Азасская, потому что находится возле реки Азас. В этой пещере нашли большие следы снежного человека. Внутри пещеры есть сталактиты.
Воспитатель: Установите на карте области флажок в месте, где находится Азасская пещера. (Ребенок ставит флажок-стикер)
- Совершенно верно! Победа команды знатоков! Общий счет команды знатоков – 3 балла! Начинаем четвертый раунд! Вращайте барабан! (Волчок останавливается)
- Ребята, на каком знаке остановился волчок?
Дети: Это скрипичный ключ. Музыкальная пауза!
Воспитатель: Давайте, ребята, отдохнем.
Физминутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья -
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полевка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте)
Там немного отдохнем.
Воспитатель: Итак, четвертый раунд! Вращайте барабан!
- А вот и первое письмо от мамы Светы. Давайте откроем конверт! Что же изображено в этом письме?
Дети: Это крепость с пушками, Кузнецкая крепость, она находится в городе Новокузнецке. Ее построили для защиты города от врагов, а сейчас там находится музей. С этого места виден весь Новокузнецк.
Воспитатель: Ребята, давайте отметим место на карте, где находится Кузнецкая крепость. Молодцы, вы снова одержали победу у команды родителей и заработали еще один балл. Какой общий счет?
Дети: 4 балла!
Воспитатель: Совсем немного осталось писем на нашем барабане. Пока выигрывает команда знатоков. Пятый раунд! Стрелочка остановилась на письме от папы Матвея и Тимофея. Давайте посмотрим, что в конверте?
Дети: Это скульптура "Золотая Шория", на спине большого лося сидит девушка, в руках у нее чаша.
Воспитатель: Если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что на рогах великана-лося – рисунки, изображающие сцены из повседневной жизни шорского народа. Ребята, а вы знаете, кто такие шорцы?
Дети: Так называется народ, который всегда жил в Кузбассе. Они охотились в тайге, ловили рыбу, собирали ягоды и кедровые шишки.
Воспитатель: Верно, ребята! Шорцы жили возле таежных рек в горах Шории, покрытых настоящей тайгой. Этот народ и сейчас живет среди нас, имеет свои обычаи, народные песни, сказки, и игры. Предлагаю вам поиграть в шорскую народную игру.
Игра "Конные скачки" (Атчабыш)
(После игры дети садятся за барабан)
Воспитатель: Ребята, а где же на карте Кузбасса находится Горная Шория? Кто сможет отметить флажком место нахождения скульптуры "Золотая Шория"? (Дети устанавливают флажок-стикер)
- Правильно, молодцы! Команда знатоков вновь выигрывает у команды родителей и получает еще один балл. Общий счет – 5 баллов. Но письма-вопросы еще не закончились, продолжаем игру, вращаем барабан! На какой конверт указывает стрелочка?
Дети: Здесь нет конверта.
Воспитатель: По правилам викторины нужно мысленно провести стрелочку до следующего конверта. (Дети выполняют)
- Давайте откроем это письмо!
Дети: Это первые рисунки древнего человека.
Воспитатель: Верно! А называются они петроглифы. Посмотрите, что или кто изображено на этих рисунках? На чем древние люди изображали свои рисунки? (Ответы детей)
- Правильно, ребята! Люди изображали сюжеты охоты – тут нарисованы лоси, медведи и другие звери и птицы. Предлагаю вам собрать изображение животного из участков скальной стены, которые лежат у вас на столе. (Разрезная картинка)
- Ребята, вам нужно установить флажок в том месте карты Кузбасса, где находятся наскальные рисунки древних людей. (Дети выполняют задание)
- Как же называется это место? Почему оно имеет такое название?
Дети: Это музей "Томская писаница". Называется так потому, что скалы находятся на берегу реки Томь.
Воспитатель: Ребята, вы вновь заработали еще один балл за правильный ответ, молодцы! Сколько баллов сейчас в вашей команде?
- Наша викторина подходит к концу: на барабане остался еще один конверт. Здесь вопрос от мамы Никиты. Открываем?
Дети: На картинке нарисованы высокие горы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая форма у этих гор, на что они похожи?
Дети: На зубы. Это Поднебесные Зубья. На них есть снежные шапки и много горных ручьев.
Воспитатель: Верно! Самая высокая гора носит название Большой Зуб. Как вы думаете, почему эти горы называются "поднебесными"?
- Ребята, у нас остался последний флажок, давайте прикрепим его на карту. В каком месте карты находятся Поднебесные Зубья? (Дети устанавливают флажок)
- Ура! Команда знатоков одержала победу! Ваши родители, несомненно, будут очень рады за вас!