Цели занятия:
Оборудование: образцы камней - полезных ископаемых, макет костра, аппликация ребус, стакан с солью, 2 пластиковых прозрачных стаканчика, чайная ложка, горячая и холодная вода, глобус.
Воспитатель: Дети, что за предмет вы видите? (глобус)
- Что такое глобус? (макет земли)
- Что мы видим на глобусе? (реки и озера, поля и леса, моря и океаны, страны и города)
- Какая самая большая страна? (Россия)
- Как называется наша столица? (Москва)
- В каком регионе мы живем? (Кузбасс)
- Как называется столица нашего региона? (Кемерово)
- Как называется главная река нашего города? (Томь)
- Дети, а как называют жителей нашей столицы? (Москвичи)
- А жителей нашего региона? (Кузбассовцы)
- А жителей нашего города? (Кемеровчане)
- Я хочу предложить разгадать вам ребус. (Дети. Сердце. Слово Кузбасс)
- Сейчас Алиса Б. напишет нам слово "Кузбасс" на доске.
- Сейчас мы прослушаем аудиозапись стихотворения Кости Расчесова про Родину.
- Какие вы знаете пословицы про Родину?
- Тот герой, кто за Родину горой!
- Нет земли краше, чем РОДИНА наша!
- В гостях хорошо, а дома лучше!
- Каждый человек гордится своей Родиной, и каждая Родина гордится своими людьми, своими героями. У каждой Родины есть своя гордость. А чем гордится наш край, наш регион? (углем)
Вадим: (произносит загадку)
Он черный и блестящий, людям - помощник настоящий,
Он несет в дома тепло, от него в домах светло! (уголек)
Как еще называют уголь? (черное золото)
Для чего нужен уголек? (для света тепла)
Предлагаю вам погреться у костра.
Физминутка
Мы решили, что пора, нам погреться у костра,
Мы протянем две руки, пусть нас греют угольки!
Ножками потопаем, ручками похлопаем!
Гори, гори веселей, нас детишек обогрей!
- Дети, а чтоб нам было теплее, давайте побросаем в наш костер угольки. (дети заминают листы черной бумаги в комочки и кидают в костер)
- Чтобы наш костер быстрее разгорелся, давайте на него подуем. (Дети вытягиваю ладони к макету костра и дуют)
- Ребята, знаете ли вы историю о находке первого уголька?
- Илья П. сейчас поведает нам эту историю. (Рассказ Ильи о том, как Михайло Волоков нашел уголь)
- С тех пор люди стали добывать уголь и они находили и другие интересные виды камней. Эти камни назвали – полезными ископаемыми. А что это были за камни, мы сейчас узнаем.
Кирилл Т. (известняк), Миша Г. (мрамор), Никита Г. (гранит), Платон Х. (мел) – рассказы детей каждом (цвет, 1-2 свойства, где встречаются, для чего используют).
- Дети, а знаете ли вы что есть полезное ископаемое, которое мы употребляем в пищу. Кто знает, о чем идет речь? (Соль)
- Сейчас Кирилл П. расскажет нам про это полезное ископаемое и покажет нам эксперимент. (свойство соли растворяться в воде)
- Дети, какой вывод вы сделали? (Соль в горячей воде растворяется быстрее, чем в холодной)
- Кем еще может гордиться страна? (своими героями: спортсменами, рабочими, учеными, поэтами и писателями, художниками и скульпторами)
- Алиса Б., с кем из знаменитых людей нашего региона, ты посоветуешь познакомиться нашим гостям? (С поэтом Виктором Бояновым)
- А кто это? (поэт)
- О чем он писал? (о любви к Родине и о природе нашего края)
- Итак, наше занятие подошло к концу. Скажите, с какими полезными ископаемыми мы познакомились с вами? А какими свойствами обладает соль?
- За активную работу, я хочу вам подарить по наклейке. Это герб и флаг Кемеровской области.
Поставленные цели достигнуты. Дети были вовлечены в работу. Оборудование позволило доступно донести материал до детей. Наглядный материал соответствовал теме занятия.
Коллегам понравилась физминутка. Согласна с комментариями коллег - не хватило несколько иллюстраций в момент разъяснения о применении гранита и мрамора в быту. В следующий раз буду использовать больше печатных наглядностей.