Конспект занятия в старшей группе "Свойства полезных ископаемых и металлических предметов"

Цель занятия:

  • познакомить со свойствами полезных ископаемых и металлических предметов;
  • показать их применение в жизни человека; познакомить со свойствами этих полезных ископаемых;
  • вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.

Материалы и оборудование: лупа, мел, уголь, песок, глина, воронка, стаканы, ложечки, металлический предмет, магнит.

Сюрпризный момент

В одной стране жил-был король (на фланелеграфе появляется фигурка короля). Все его любили, заботились о нем. Он ни в чем не знал нужды. И самому ему ничего не приходилось делать. Но однажды с ним приключилась невероятная история… Он оказался на необитаемом острове. (на фланелеграфе появляется остров) Он был совсем один.

Не было ни слуг, которые позаботились бы о нем, ни крыши над головой, чтобы укрыться от непогоды. Король был в отчаянии: "Что же я буду делать? Как буду жить? Где возьму все необходимое?" И вдруг он услышал легкий шепот, словно дуновение ветерка: "Приложи немного старания, и у тебя все будет. Ведь остров сказочно богат… богат полезными ископаемыми". Король задумался…

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, так что же такое полезные ископаемые? (Ответы детей)
- Да, полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве.
- А какие полезные ископаемые вы знаете? (уголь, мел, глина, песок)

Полезные ископаемыеПолезные ископаемые

- А сейчас давайте присядем за свои столы. Что вы видите на своих столах? Мел, уголь, песок, глину, породу железной руды, а одним словом - полезные ископаемые.
- Найдите песок, глину. А теперь сравните эти полезные ископаемые по цвету. Песок какой? Глина какая? Назовите свойства песка, глины.

Дети: Песок - сыплется, не лепится. А глина - сыплется, лепится. Мокрый песок - лепится, но не сохраняет форму. Глина сохраняет форму.
Воспитатель: Молодцы! Рассмотрим первый опыт. Берем мокрый песок и глину, лепим колобки, затем оставляем для наблюдения. Из песка колобок высох и рассыпался, а из глины сохранил форму.

- Если рассмотрим через лупу, песок состоит из мелких крупинок, а глина - нет. Песок в воде не растворяется, а глина - частично.
- А теперь берем 2 стакана, в одном - песок, а в другом - глина. Добавляем воду, размешиваем ложечкой и наблюдаем. Делаем вывоДети: песок оседает на дно. Глина растворяется частично, а остатки оседают на дно. Песок пропускает воду, глина - нет.

- А сейчас попробуем провести 3 опыт, в котором мы возьмем 2 воронки, в одной - песок, в другой - глина, ставим стакан, наливаем воду и наблюдаем. Делаем вывод.

Дети: Вода свободно проходит через песок, а глина не пропускает.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют эти полезные ископаемые?
Дети: В строительстве.

Воспитатель: Правильно. А именно. Песок для изготовления стекла. (белый) Из глины изготавливают: кирпичи, черепицу для крыш, посуду, цветочные горшки, вазы.

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть. (движения по тексту)

Воспитатель: Теперь ребята давайте сравним мел и уголь. Какой мел? Какой уголь?
Дети: Мел - белый. Уголь - черный.
Воспитатель: Правильно. Мелом также можно писать и он сыплется. А уголь - горит и тоже сыплется. Мел используют в строительстве, уголь - в народном хозяйстве как топливо.

- А теперь давайте рассмотрим еще один опыт, возьмем магнит, и определим, есть ли у нас на столах металл. Магнит притягивает к себе металлическую пластину, а простые камни - нет.
- Давайте к слову "металл" подберем родственные слова, металл - металлический - металлурги - металлолом - металлургический.
- Назовите свойства металла.

Дети: Твердый, не ломается, тонет, плавится.
Воспитатель: Молодцы. Много свойств металла знаете.
Дети: Рассмотрим последний опыт. Берем металлическую пластинку и бросаем в воду. Металл - тонет.

Воспитатель: Сравните металл с деревом.
Дети: Дерево - мягкое, плавает, ломается, горит. Металл - твердый, тонет, не горит, плавится.
Воспитатель: Что изготавливают из металла? Из металла делают очень многое - от обыкновенных кухонных ножей до космического кораблей.

- А сейчас посмотрите на карточки у вас на столах; на них изображены различные предметы. Отберите предметы из металла. Назовите металлические предметы.
- Правильно, ребята, вы отобрали карточки, на которых изображены металлические предметы.

Воспитатель продолжает рассказ:

Король построил себе прочный дом, скрепляя камни строительным раствором из песка и глины (на фланелеграфе появляется дом, с выбеленными стенами, с горящим очагом, глиняной посудой). В нем он мог укрыться от проливного дождя и диких зверей.

- Он нашел мел, и выбелил стены дома. Стало светло и уютно. Он нашел уголь, и в его доме всегда горел очаг. Из глины он сделал посуду. Так король прожил несколько лет на острове. И в одно прекрасное солнечное утро на горизонте появился корабль (на фланелеграфе появляется корабль). Король вернулся домой.

- Эта невероятная история благополучно завершилась. Но король никогда не забывал о том, что ему помогло выжить, и он издал указ. (воспитатель разворачивает свиток)

"Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!"

Итог занятия

  • Дети, что вы запомнили с занятия?
  • Что вам понравилось?
  • Какие полезные ископаемые вы запомнили?
  • Как их используют в промышленности?
Размер:
15.78 Kb
Скачали:
12