Конспект тематического занятия ко дню шахтера "Богатство Кузбасса"

Для проведения в старшей группе детского сада.

Цель:

  • Познакомить воспитанников с полезными ископаемыми родного края, с профессией шахтер.
  • Пополнить словарный запас детей, расширить кругозор.
  • Воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, книга о Кузбассе, видео мультфильм, грузовой автомобиль, цветная бумага, аппликация, рисунок.

Ход занятия

Здравствуйте дети сегодня у нас с вами интересная встреча. Мы поговорим с вами о самой главной и почетной профессии нашего региона и о полезных ископаемых нашего края. А о какой, вы догадаетесь сами, а я вам подскажу.

Слушайте мою загадку: У него фонарь на каске и лицо в угле, как в краске, он спускается в забой, рубит уголь под землей. Всякий знает с давних пор – это делает? (Шахтер)

Кто же такой шахтер и что он делает? А знаете ли вы, как называется праздник, посвященный профессии шахтер? (День шахтера)
У нас в Кемеровской области есть книга, посвященная этому празднику. В ней рассказывается, как празднуют праздник "День Шахтера" во всех шахтерских городах нашей области. Мы с вами на своих занятиях познакомитесь с этой книгой.

А сейчас Костя нам расскажет стих "Как устроена земля", замечательного автора Повещенко О. (Прослушивание стихотворения о шахтерском труде)

А знаете ли вы, что у нас в городе есть целый музей, посвященный этой профессии. Это музей "Красная Горка". Там можно спуститься в виртуальную шахту посмотреть и подержать все инструменты, которыми работают шахтеры под глубоко землей. Многие из вас уже побывали в этом музее и сейчас мы рассмотрим фотографии с вашими посещениями. В музее можно познакомиться с шахтерами – героями. Я предлагаю внести свой вклад в музей. Мы подарим ему рисунок от Матвея "Белаз с углем" и аппликацию Кости "Кротенок - шахтер".

Рисунки детей на шахтерскую темуРисунки детей на шахтерскую тему

А кто отгадает мою следующую загадку?
- Крепкий камень, не гранит. Зимой в печке он горит, согревая каждый угол, этот камень. (Черный уголь)

Дети, наша Кемеровская область богата не только углем, но и другими полезными ископаемыми. Я вас приглашаю посмотреть выставку полезных ископаемых нашего края. Очень красивый камень мрамор. Его используют в строительстве. Им украшают стены величественных зданий: дворцы, музеи, резиденции, офисы. А также из него делают памятники и скульптуры. У нас из мрамора на проспекте шахтеров есть памятник в честь профессии шахтера. Мрамор бывает белый, серый и красный. (Дети рассматривают кусочек гранита и беседуют о его красоте и твердости)

Известняк - используют в строительстве дорог, из него делают строительный камень – щебень. Этот камень образовался из панцирей древних малюсков, ракушек. Вот посмотрите, я вам покажу ракушки. (Дети трогают ракушки руками и рассматривают их. Обсуждаем цвет, размер, хрупкость и прочность) Известняк используют в строительстве - из него делают известку и ей белят стены домов.

Мел - это полезное ископаемое, образуется из известняка. Его используют для изготовления мелков, которыми вы рисуете на доске. Мелки бывают разноцветными, потому что их окрашивают специальной краской, чтобы ваши рисунки были яркими и дарили людям хорошее настроение.

Руда, из этого полезного ископаемого делают железо. Из железа делают настоящие машины, а так же игрушечные машинки и многое другое. Ну и самое главное наше полезное ископаемое это уголь. Алиса Ревушкина приготовила нам шкатулочку, куда она поместила кусочки настоящего уголька. Вы можете взять и подержать по одному камешку. (Дети обсуждают уголек: черный, твердый, маркий, бесформенный)

Уголь это твердый камень. Каменный уголь бывает черного, бурого и серого цвета. Его используют для получения тепла. Если каменный уголь нагреть очень сильно, то он превратится в уголь, который называется - кокс.

Детки, сейчас вы займете свои места за столиками. У вас у каждого есть карточка-сигналка. Я вам загадываю загадку и кто знает ответ, поднимает карточку.

Загадки

  • В воде не тонет, в земле не гниет, в огне сгорает. (Уголь)
  • Уголь под землей найдут, вверх его поднимут, завершив тяжелый труд, люди каски снимут. Их работа всем нужна - с угольком всегда страна! (Шахтеры)
  • Я от огня происхожу, золотом пылаю, когда я долго в нем лежу, то от огня я пропадаю. (Уголь)
  • Сейчас дружок вопрос такой: скажи, как называют рабочего, что под землей, нам уголь добывает? (Шахтер)
  • Мы землю глубоко копаем и в глубине земли, мы уголь в печку добываем, чтоб вы замерзнуть не могли. (Шахтеры)
  • Он черный и блестящий, людям – помощник настоящий. Он несет в дома тепло, от него в домах светло. (Уголь)

А сейчас мы с вами спустимся в шахту и добудем свой уголек. (Замятие бумаги в комочек и наполнение самосвала угольком. Общее фото)

Общее фото с самосвалом с углемОбщее фото с самосвалом с углем

За хорошую работу и добычу много угля, я вам приготовила сюрприз – наклейки. За то, что вы хорошо работали, у меня для вас сюрприз: мы идем с вами смотреть мультфильм про полезные ископаемые. (Просмотр фильма про полезные ископаемые на интерактивной доске)

После просмотра краткая беседа:

Понравился ли мультик? Понравилось ли занятие? Что запомнилось больше всего? Что самое интересное было для вас интересного? Есть ли в родне кто-то по профессии шахтер?

После занятия, внести предложение родителям воспитанников провести совместное посещение музея нашего города "Красная горка" и создать в группе свой мини музей. Оформить фото альбом о проделанной работе в группе. Возможно даже пригласить кого-то из родственников воспитанников, кто по профессии шахтер, что бы рассказали детям о труде шахтера и об опасности этой работы. Организовать выставку рисунков на тему: "Богатство земли Кузнецкой" или "Кипит работа под землей".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!