Конспект урока литературы 7 класс "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу Ивана Бунина "Цифры"

Цель урока:

  • знать содержание произведения И. Бунина "Цифры";
  • уметь характеризовать героев рассказа: их речь, поступки, манеру поведения;
  • уметь определять тему и идею произведения.

Основные понятия и термины: психологизм, характеристика образа героя (речь, портрет, характер, взаимоотношения героев), композиция, покаяние, толерантность.

Ход урока

Орг. момент

Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.

Мотивация к деятельности

Учитель предлагает вспомнить кто является автором данных стихотворений: "Косцы", "Детство", "Листопад", "Нагая степь".
После ответов детей учитель размещает на доске названия произведение, подпись фамилию автора, после ответов детей, учитель вешает помещает портрет писателя на доску.

- Каковы темы рассказов И. Бунина, изученных нами в младших классах? (мир природы и человека)

Актуализация знаний

- Недавно мы изучали повесть Льва Николаевича Толстого "Детство", сегодня на уроке тоже будет звучать тема детства.
- Какие проблемы поднимал в своей повести Л.Н. Толстой? (взаимоотношения между людьми; проблема нравственного выбора; отношение человека к правде; проблема благодарности)
- Какова цель нашего урока сегодня? (Учащиеся формулируют цель урока по предложенной теме)

Знакомство с биографией И. Бунина

- Познакомившись с биографией Ивана Алексеевича Бунина, ответьте на вопросы о его жизни, заполните кроссворд.

  1. Где родился? (Воронеж)
  2. Как звали первого учителя? (Ромашков)
  3. Где учился? (Елецкая гимназия)
  4. Из-за чего отчислился из гимназии? (Неуплата, не было денег)
  5. Кто обучал Бунина? (брат Юлий)
  6. Как назывался сборник стихотворений, который вышел в 1891 г.? ("Стихотворения")
  7. Где умер? (Париж)

Слово учителя

- Бунин - писатель счастливой и трагической судьбы. В его произведениях все имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.
- Сегодня мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.
- Итак, начнем с рассказа "Цифры".

Беседа

- Проблемный вопрос: "Для кого и почему написан рассказ?"

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь на экране есть определение слова Исповедь? взрослого человека, дяди, перед своим племянником.
Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Анализ рассказа. Система героев. Тема

- Чем необычен этот рассказ? (Повествование в нем ведется от первого лица, то есть от лица героя-повествователя)
- По какой схеме строится повествование?

- Чтобы ответить на этот вопрос, подбери местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме "я - ты", то есть отражает субъектно-субъектные отношения)
- Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика)

- Каким термином в литературе мы называем углубленное изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)
- Какова тема рассказа? Желательно воспроизведение на экране определение слова Тема. О чем этот рассказ? (О ссоре, конфликте)
- Какова композиция рассказа? На экране есть определение слова Композиция?

Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.

Композиция рассказа

  • Глава 1. Завязка. Дядя не выполнил обещание.
  • Глава 2-4. Развитие действия – развитие ссоры. Племянник обижен.
  • Глава 4. Кульминация. Всеобщее негодование. Или Бунтарь наказан.
  • Глава 5-6. Спад действия – ссора в обобщенном виде. Как это понять - ссора в обобщенном виде? Может, примирение?
  • Глава 7. Развязка. Счастье мальчика. Прощение.

- Какова главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание)
- Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащийся активно обсуждает проблему, приходит к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)

- Как ты думаешь, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием)
- А что бы вы посоветовали сделать маленькому племяннику перед тем, как он начнет писать? (Cделать легкий массаж рук, я буду показывать движения, а вы повторяйте)

Физкультминутка

- Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)

  • Мизинец – активизируем сердце.
  • Большой палец – легкие и печень.
  • Средний палец – систему кровообращения.
  • Указательный палец – зону пищеварительного тракта.
  • Безымянный палец – нервную систему.
  • Ладонь - в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони - сердцебиение.

Практическая деятельность

Анализ рассказа. Выявление основной мысли произведения

- Ребята, давайте вспомним, что было в 1-й главе и постараемся ответить на вопросы. Задания будут в виде ребуса, но не все вопросы имеют ответ в виде рисунка.
- Вы должны сами ответить на вопросы, заполнив пустой лист. (вопросы вывешены на доску, ученики находят ответ из предложенных вариантов)

  1. Между кем произошел конфликт? (фото дяди и мальчика)
  2. О чем попросил ребенок дядю после примирения? (посмотреть цифры) (линза, цифры)
  3. Почему дядя помедлил с ответом? Чего он добился? (дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что "вредно баловать детей". В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка)

Следующая глава – 2.

  1. Почему дядя соврал племяннику? (оказывается знакомство с цифрами столь важное для мальчика, было отложено на завтра, только потому что взрослому человеку не захотелось этим заниматься)
  2. На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок? (он врет, опираясь на то, что сегодня царский день выходной все магазины закрыты)(рисунок дверь закрыта)
  3. Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как "великий грех"? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости)
  4. Почему ребенок весь день баловался и шумел? (он вредничает, пытается привлечь к себе внимание, ему нечем заняться, он скучает)(вредничает рисунок)

Глава 3

  1. Какую игру придумал ребенок? (мальчик прыгает, бьет ногами об пол и громко кричит) (ребенок кричит)
  2. Как ведет себя дядя? Как объясняет свое поведение? (дядя решил игнорировать ребенка) (игнорирование рисунок)
  3. Что демонстрирует ребенок, когда громко кричит во второй раз, игнорируя возмущения взрослых? (ребенок пытается казаться храбрым) (храбрый рисунок)
  4. Что сделал дядя, чтобы прекратить выходки племянника? (дядя толкнул мальчика, шлепнул и выгнал за дверь) (шлепает ребенка рисунок)
  5. Найдите в тексте третьей главы и прочитайте слова, оценивающие поведение взрослого и поведение мальчика. (Дядя: в бешенстве вскочил, рявкнул во все горло, дернул за руку, с наслаждением шлепнул, вытолкал из комнаты. Мальчик: переполненная жизнью душа, звонкий крик божественной радости, сам Господь Бог улыбнулся бы, растерянно крикнул)

Глава 4

  1. Как вел себя ребенок? (устроил истерику) (истерика рисунок)
  2. Кого ребенок призывал на помощь? (сначала маму, потом бабушку просил о помощи) (мама, бабушка рисунок)
  3. Мама и бабушка сочувствовали мальчику, но почему они не утешали его? (соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже, порывов собственного сердца, поэтому бабушка и мама не реагируют на просьбы мальчика) (воспитание рисунок)

Глава 5

  1. С чем играл мальчик в комнате? (с пустыми коробочками из под спичек)(коробки из под спичек)
  2. Как вел себя мальчик с дядей? Чем угрожал взрослому? (мальчик говорит о том, что никогда не будет любить своего дядю, пытаясь его напугать таким образом) (напугать рисунок)
  3. Что советовали ребенку мама и бабушка? (женщины советовали просить прощения у дяди) (просить прощение рисунок)

Глава 6

  1. Чьи слова убедили мальчика раскаяться? (слова бабушки) (бабушка)
  2. Что такого сказала бабушка? (она напомнила, что писать цифры может научить мальчика только дядя, если с ним поссориться мальчик так и не узнает эти прекрасные, ему настолько увлекательные цифры( (дядя цифры рисунок)
  3. Что самое горькое в этой главе? (сломили самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения. Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых) (самоуважение рисунок)

Глава 7

  1. Как поступил мальчик? (попросил прощения) просить прощение рисунок
  2. Как дядя решил поощрить ребенка? (решил научить мальчика писать цифры)
  3. Какой способ выхода из конфликта выбрал мальчик? (выбрал извинения и примирение, единственное что ему осталось)
  4. Каким еще способом можно было выйти их этого конфликта? (использовать компромисс или сотрудничество, но в этом случаи дядя должен был первый поговорить с племянником) (рисунок компромисс)
  5. Научил ли дядя мальчика писать цифры? (да)
  6. А сам дядя какой урок получил от мальчика? (Уважать нужно не только взрослых но и детей. Этот взрослый запоздало как будто извиняется перед мальчиком, иронизирует над собой. Бунин вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Взрослые часто не видят в ребенке человека, ведут себя властно по отношению к нему. А ведь дети – это тоже люди со своими мечтами, чувствами, желаниями, которые надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть внимательнее и осторожнее, стараться не ранить их души)

Вывод можно записать в тетрадь при наличии времени.

Первичное подведение итогов

- Легко ли быть ребенком и почему? (учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- Какие уроки на взрослое будущее ты вы извлекла? получили?

- Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.
- Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчеркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.

- Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я - ты) придает художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.

Рефлексия

- Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ…

Анкета
Дети заполняют анкету.

- На электронной доске висит "Табличка-настроения". Напоминает морской бой. Назовите буквы и цифру, которая подходит под ваше настроение.

Итог урока, оценки.

Домашнее задание

Письменный ответ на вопрос: Почему рассказ И.А. Бунина назван "Цифры"? Объяснить смысл заглавия.

Размер:
38.18 Kb
Скачали:
8