Цель урока:
- знать содержание произведения И. Бунина "Цифры";
- уметь характеризовать героев рассказа: их речь, поступки, манеру поведения;
- уметь определять тему и идею произведения.
Основные понятия и термины: психологизм, характеристика образа героя (речь, портрет, характер, взаимоотношения героев), композиция, покаяние, толерантность.
Ход урока
Орг. момент
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Мотивация к деятельности
Учитель предлагает вспомнить кто является автором данных стихотворений: "Косцы", "Детство", "Листопад", "Нагая степь".
После ответов детей учитель размещает на доске названия произведение, подпись фамилию автора, после ответов детей, учитель вешает помещает портрет писателя на доску.
- Каковы темы рассказов И. Бунина, изученных нами в младших классах? (мир природы и человека)
Актуализация знаний
- Недавно мы изучали повесть Льва Николаевича Толстого "Детство", сегодня на уроке тоже будет звучать тема детства.
- Какие проблемы поднимал в своей повести Л.Н. Толстой? (взаимоотношения между людьми; проблема нравственного выбора; отношение человека к правде; проблема благодарности)
- Какова цель нашего урока сегодня? (Учащиеся формулируют цель урока по предложенной теме)
Знакомство с биографией И. Бунина
- Познакомившись с биографией Ивана Алексеевича Бунина, ответьте на вопросы о его жизни, заполните кроссворд.
- Где родился? (Воронеж)
- Как звали первого учителя? (Ромашков)
- Где учился? (Елецкая гимназия)
- Из-за чего отчислился из гимназии? (Неуплата, не было денег)
- Кто обучал Бунина? (брат Юлий)
- Как назывался сборник стихотворений, который вышел в 1891 г.? ("Стихотворения")
- Где умер? (Париж)
Слово учителя
- Бунин - писатель счастливой и трагической судьбы. В его произведениях все имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.
- Сегодня мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя.
- Итак, начнем с рассказа "Цифры".
Беседа
- Проблемный вопрос: "Для кого и почему написан рассказ?"
Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь на экране есть определение слова Исповедь? взрослого человека, дяди, перед своим племянником.
Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.
Анализ рассказа. Система героев. Тема
- Чем необычен этот рассказ? (Повествование в нем ведется от первого лица, то есть от лица героя-повествователя)
- По какой схеме строится повествование?
- Чтобы ответить на этот вопрос, подбери местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме "я - ты", то есть отражает субъектно-субъектные отношения)
- Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика)
- Каким термином в литературе мы называем углубленное изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)
- Какова тема рассказа? Желательно воспроизведение на экране определение слова Тема. О чем этот рассказ? (О ссоре, конфликте)
- Какова композиция рассказа? На экране есть определение слова Композиция?
Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.
Композиция рассказа
- Глава 1. Завязка. Дядя не выполнил обещание.
- Глава 2-4. Развитие действия – развитие ссоры. Племянник обижен.
- Глава 4. Кульминация. Всеобщее негодование. Или Бунтарь наказан.
- Глава 5-6. Спад действия – ссора в обобщенном виде. Как это понять - ссора в обобщенном виде? Может, примирение?
- Глава 7. Развязка. Счастье мальчика. Прощение.
- Какова главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание)
- Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащийся активно обсуждает проблему, приходит к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)
- Как ты думаешь, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием)
- А что бы вы посоветовали сделать маленькому племяннику перед тем, как он начнет писать? (Cделать легкий массаж рук, я буду показывать движения, а вы повторяйте)
Физкультминутка
- Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)
- Мизинец – активизируем сердце.
- Большой палец – легкие и печень.
- Средний палец – систему кровообращения.
- Указательный палец – зону пищеварительного тракта.
- Безымянный палец – нервную систему.
- Ладонь - в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони - сердцебиение.
Практическая деятельность
Анализ рассказа. Выявление основной мысли произведения
- Ребята, давайте вспомним, что было в 1-й главе и постараемся ответить на вопросы. Задания будут в виде ребуса, но не все вопросы имеют ответ в виде рисунка.
- Вы должны сами ответить на вопросы, заполнив пустой лист. (вопросы вывешены на доску, ученики находят ответ из предложенных вариантов)
- Между кем произошел конфликт? (фото дяди и мальчика)
- О чем попросил ребенок дядю после примирения? (посмотреть цифры) (линза, цифры)
- Почему дядя помедлил с ответом? Чего он добился? (дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что "вредно баловать детей". В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка)
Следующая глава – 2.
- Почему дядя соврал племяннику? (оказывается знакомство с цифрами столь важное для мальчика, было отложено на завтра, только потому что взрослому человеку не захотелось этим заниматься)
- На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок? (он врет, опираясь на то, что сегодня царский день выходной все магазины закрыты)(рисунок дверь закрыта)
- Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как "великий грех"? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости)
- Почему ребенок весь день баловался и шумел? (он вредничает, пытается привлечь к себе внимание, ему нечем заняться, он скучает)(вредничает рисунок)
Глава 3
- Какую игру придумал ребенок? (мальчик прыгает, бьет ногами об пол и громко кричит) (ребенок кричит)
- Как ведет себя дядя? Как объясняет свое поведение? (дядя решил игнорировать ребенка) (игнорирование рисунок)
- Что демонстрирует ребенок, когда громко кричит во второй раз, игнорируя возмущения взрослых? (ребенок пытается казаться храбрым) (храбрый рисунок)
- Что сделал дядя, чтобы прекратить выходки племянника? (дядя толкнул мальчика, шлепнул и выгнал за дверь) (шлепает ребенка рисунок)
- Найдите в тексте третьей главы и прочитайте слова, оценивающие поведение взрослого и поведение мальчика. (Дядя: в бешенстве вскочил, рявкнул во все горло, дернул за руку, с наслаждением шлепнул, вытолкал из комнаты. Мальчик: переполненная жизнью душа, звонкий крик божественной радости, сам Господь Бог улыбнулся бы, растерянно крикнул)
Глава 4
- Как вел себя ребенок? (устроил истерику) (истерика рисунок)
- Кого ребенок призывал на помощь? (сначала маму, потом бабушку просил о помощи) (мама, бабушка рисунок)
- Мама и бабушка сочувствовали мальчику, но почему они не утешали его? (соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже, порывов собственного сердца, поэтому бабушка и мама не реагируют на просьбы мальчика) (воспитание рисунок)
Глава 5
- С чем играл мальчик в комнате? (с пустыми коробочками из под спичек)(коробки из под спичек)
- Как вел себя мальчик с дядей? Чем угрожал взрослому? (мальчик говорит о том, что никогда не будет любить своего дядю, пытаясь его напугать таким образом) (напугать рисунок)
- Что советовали ребенку мама и бабушка? (женщины советовали просить прощения у дяди) (просить прощение рисунок)
Глава 6
- Чьи слова убедили мальчика раскаяться? (слова бабушки) (бабушка)
- Что такого сказала бабушка? (она напомнила, что писать цифры может научить мальчика только дядя, если с ним поссориться мальчик так и не узнает эти прекрасные, ему настолько увлекательные цифры( (дядя цифры рисунок)
- Что самое горькое в этой главе? (сломили самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения. Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых) (самоуважение рисунок)
Глава 7
- Как поступил мальчик? (попросил прощения) просить прощение рисунок
- Как дядя решил поощрить ребенка? (решил научить мальчика писать цифры)
- Какой способ выхода из конфликта выбрал мальчик? (выбрал извинения и примирение, единственное что ему осталось)
- Каким еще способом можно было выйти их этого конфликта? (использовать компромисс или сотрудничество, но в этом случаи дядя должен был первый поговорить с племянником) (рисунок компромисс)
- Научил ли дядя мальчика писать цифры? (да)
- А сам дядя какой урок получил от мальчика? (Уважать нужно не только взрослых но и детей. Этот взрослый запоздало как будто извиняется перед мальчиком, иронизирует над собой. Бунин вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Взрослые часто не видят в ребенке человека, ведут себя властно по отношению к нему. А ведь дети – это тоже люди со своими мечтами, чувствами, желаниями, которые надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть внимательнее и осторожнее, стараться не ранить их души)
Вывод можно записать в тетрадь при наличии времени.
Первичное подведение итогов
- Легко ли быть ребенком и почему? (учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- Какие уроки на взрослое будущее ты вы извлекла? получили?
- Весь рассказ своим сложным построением (композицией) отражает борьбу радости, любви, нежности, самых лучших сторон человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.
- Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчеркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.
- Переплетение в рассказе двух субъектных планов (я - ты) придает художественному строю рассказа лирический характер, выразительную внутреннюю диалогичность.
Рефлексия
- Сегодня мы постарались проникнуть в необычный и сложный строй бунинского повествования, попробовали разгадать тайны взаимоотношений двух родственных душ…
Анкета
Дети заполняют анкету.
- На электронной доске висит "Табличка-настроения". Напоминает морской бой. Назовите буквы и цифру, которая подходит под ваше настроение.
Итог урока, оценки.
Домашнее задание
Письменный ответ на вопрос: Почему рассказ И.А. Бунина назван "Цифры"? Объяснить смысл заглавия.
Admin
bunin-tsifry.rar
Размер:
38.18 Kb