Цели урока:
Планируемые результаты: научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, аудиозаписи.
- Здраве будете, отроковицы – будущие лады. Здраве будете, отроки, из коих вырастут мужи достойные. Не в лето 912, не в Киеве, где бушует могучий Днепр да плещутся волны Лыбеди, не у врат Царьграда, а в лето 2022, в селе Ржавец начнется урок ваш.
- Не потревожат вас варяги, печенеги да хазары, не зайдет к вам Олег Вещий с княгинею Ольгой да дружиной княжеской, а станете вы сторожами, сядете в ладью расписную да отправитесь в путешествие долгое.
- В какую эпоху мы отправляемся? (в период с X по XIX век)
Формулировка темы, цели урока
- Какие реальные исторические лица были упомянуты мной в приветствии? (Вещий Олег)
- Благодаря кому мы обращаемся к данной персоне? (благодаря Пушкину)
- Какого типа события описывает Пушкин? (исторические)
- Сформулируйте тему урока (А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге" - историческая…)
- Урок литературы предполагает лишь знакомство с текстом произведения? Может ли данный предмет быть связан с другими предметами школьного обучения?
- Исходя из сказанного, сформулируйте цели урока.
Проблемные вопросы (ответ в конце урока):
Воссоздание эпохи княжения Олега. Историческая справка
Ученик 1: В X веке власть переходила по родовому принципу. Олег Вещий, приходившийся всего лишь шурином (брат жены Ефанды) князю Рюрику, после его смерти обманом, хитростью овладел Киевом.
В летописи под 882 годом рассказывается, как Олег со своими северными варягами, а также с их финскими и русскими союзниками спустился из Новгородской области к Горам Киевским по Днепру и остановился на стоянке у Киева, где тогда княжили варяги другого рода, другого племени – Аскольд и Дир.
Скрыв своих воинов в лодках, Олег представился на стоянке, что он с товарищами – купцы, направляющиеся торговать в Грецию. Аскольд и Дир вышли к ним, а когда наступило удобное время, спрятанные воины выскочили, и Киев был взят. Уничтожив династию Киевичей, он стал княжить. Был регентом при сыне Рюрика Игоре.
Ученик 2: Когда в 911 году Олег пришел к Царьграду (Константинополю, Стамбулу) с 2000 кораблей, греки заперли цепью гавань и затворили городские ворота. Высадившись, Олег велел воинам вытащить корабли на берег и приделать к ним колеса.
Когда поднялся попутный ветер, паруса надулись, и корабли с поля пошли к городу. Видя это, греки испугались и послали к Олегу со словами: не губи города, мы обяжемся тебе данью, какую захочешь. Олег остановил воинов, и греки вынесли ему съестные припасы и вино; но Олег не принял подношения, ибо оно было отравлено.
Испугались греки и сказали:
- Нет, это не Олег, но святой Димитрий, посланный против нас богом.
Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, "…дивясь храбрости, уму и богатству", нарекли его Вещим.
Результаты правления Олега:
Опора на легендарный материал
- На основе какой информации Пушкин создал "Песнь…"?
- Легенда о смерти князя Олега – любимый сюжет отечественного фольклора и русской литературы.
Ученик 3: И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить и никогда на него не садился. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников:
- От чего мне умереть?
И сказал ему один кудесник:
- Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе и умереть.
Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он:
- Никогда не сяду на него и не увижу его больше.
И повелел кормить коня и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. Когда вернулся Олег от Царьграда в Киев и прошло четыре года, на пятый год вспомнил он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старшего конюха и сказал:
- Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?
Тот же ответил:
- Умер!
Олег тогда засмеялся и укорил того кудесника, сказав:
- Неправду говорят волхвы. Все их речи – ложь: конь умер, а я жив.
И велел оседлать себе коня:
- Хочу видеть кости его.
И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал:
- От этого ли черепа смерть мне принять?
И ступил он ногою на череп, и выползла змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он. И оплакивали его все люди плачем великим и понесли его и похоронили его на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и до сего дня слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать три.
История создания баллады
Учитель: А.С. Пушкин, в 1820г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.
Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: "Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического".
Выразительное чтение "Песни…"
Композиция "Песни…"
- На сколько частей можно разделить "Песнь…" и почему? (три)
- Какова основная мысль первой части? (прошлое Олега)
- Какова основная мысль второй части? (Противопоставление власти земной, княжеской и власти духовной, языческого культа. Божественное выше земного, так как от земной власти не зависит)
- В чем идея второй части? (Времена меняются. И сам Олег, и его современники уже не веруют в "старых" богов, часто вообще ни в кого и ни во что не веруют)
- Какой мотив заложен в третью часть? (мотив судьбы, рока)
- В.И. Даль дает следующее определение слову "судьба": "Участь, жребий, рок, доля, часть, счастье, предопределенье, неминучее в быту земном, пути провидения; что суждено, чему суждено сбыться или быть".
- Вопрос о судьбе человека – вопрос вечный. К теме судьбы в своем творчестве обращались многие писатели и поэты. Не исключение и А.С. Пушкин. (Запись второй части темы урока: "Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина")
Знакомство с литературоведческим понятием
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) в литературе – столкновение между персонажами либо между персонажем и средой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания
- В чем выражен конфликт второй части? (внешний: конфликт власти земной и власти божественной)
- В чем выражен конфликт третьей части? (внутренний: уверовав в предсказание волхва, князь Олег разочаровывается в этом предсказании)
Комплексный анализ текста
- Каким вы представляете Олега? (Добрый. Трогательная любовь к коню. Уважал старших, вежлив. Щедрый – предлагает коня)
- Есть ли отрицательные черты? (Гордый. Человек, привыкший к власти. Воинственный. В разговоре с кудесником князь груб)
- А кудесник? (Бескорыстный, смелый, независимый: "Правдив и свободен мой вещий язык". Божий дар)
- Как здесь назван Олег? (Могучий владыка)
- Как назван кудесник? (Вдохновенный старец, мудрый)
- Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? (Князь выше кудесника, т.к. в его руках власть, но какая? Мирская. Кудесник выше по божьей воле. Он все знает, даже то, что князю знать не дано. Олег, конечно, понимает духовную высоту кудесника. И потому он называет его "любимцем богов", спрашивает о будущем, но обращается к нему снисходительно: "Не бойся меня")
- На чьей стороне автор, кому ближе по духу? (Кудеснику. "Волхвы не боятся могучих владык". Для Пушкина поэзия и пророчество – понятия родственные. По его мнению, поэту дан божественный дар пророчества, вложенный свыше: "вещий язык", "жало мудрыя змеи". Словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей)
- Как отнесся Олег к предсказанию? (Слова кудесника открывают всевластие Олега: ему подчинены и коварные силы природы, и самое смертельное оружие. Внезапность приговора заставляет Олега в первый момент не поверить ему ("Олег усмехнулся"). Горькая ирония слышится в самой ситуации, ведь Олег обещал в награду кудеснику коня. Оказалось, что он обещал то, что не в силах сделать)
- К кому относится слово "вещий"? (К кудеснику – в прямом смысле, к Олегу – в ироничном)
- Почему Олег так любил коня? ("Верный друг, товарищ, слуга", послушный его воле)
- Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем. Почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости? (Вспоминает вместе с "минувшими днями", "битвами")
- Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть о коня? Оттого, что от судьбы не уйти? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня? (Князь наказан за попытку повернуть ход событий, перехитрить судьбу. Он сделал все, чтобы обезопасить себя, но избежать смерти ему не удалось)
Словарная работа
Задание 1: Дать лексическое значение слов.
Задание 2: Определите художественное средство.
Задание 3: Как называются слова с точки зрения сферы употребления?
Тризна, секира, обагришь, сеча.
Вопрос о жанре
- Произведение названо песней. Как называется жанр стихотворного произведения, произошедший от слова "баллар" - плясовая песня? (баллада)
- Перечислите признаки баллады:
- Можно ли "Песнь…" назвать балладой? (дополнить формулировку темы урока словом "баллада")
Возвращение к проблемным вопросам. (ответы детей)
Домашнее задание
"Борис Годунов" (отрывок) читать, исторические сведения о героях произведения.
Просмотр иллюстраций к "Песни о вещем Олеге".
Прослушивание авторской "Песни о вещем Олеге" в исполнении В Высоцкого.
Как ныне сбирается вещий Олег
Щита прибивать на ворота,
Как вдруг подбегает к нему человек
И ну шепелявить чего-то.
"Эх, князь, - говорит ни с того ни с сего, -
Ведь примешь ты смерть от коня своего!"...
- Что подразумевает В. Высоцкий в своей песне?