Урок литературы в 6 классе по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

Урок построен в форме беседы по прочитанному на уроке тексту.

Планируемые результаты урока:

1. ученик поймет, что рабская психология ("генеральское" безусловно выше "прочего") как система поведения есть беда того мира (да и сего), где нет даже необходимости в том, чтобы "генералы" демонстрировали свою силу и власть (генерал в рассказе существует лишь упоминанием о нем, но этого достаточно для всех);

2. осознает, что такое мировосприятие (незыблемая уверенность в превосходстве власть имущих) достойно осмеяния; также ученик поймет, что чувство собственного достоинства (уважение к себе) на лестнице ценностей должно стоять значительно выше, нежели почитание чинов.

ученик продолжит учиться видеть приемы комического (приемы авторской иронии) в рассказах Антона Павловича Чехова.

Ход урока

Предкоммуникативный этап

Включить кусочек видео, где хамелеон меняет цвет.

- Что вы знаете о хамелеонах? Видели ли вы их когда-нибудь? (Дети отвечают)
- Про что может быть рассказ с таким названием? Дети отвечают.
- Цель нашего урока: понять, какой смысл Чехов вкладывал в название произведения.

Коммуникативный этап

Данный этап делится на три подэтапа.

Первый подэтап

Ученики читают по цепочке, обращая внимание (выделяя) на "интересности" и "странности". Слушаем, что зацепило ребят. На экран выводятся две картинки.

Иллюстрации к рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"Иллюстрации к рассказу А.П. Чехова "Хамелеон"

- Как меняется поведение Очумелова по ходу рассказа?
- Чем вызвана смена точки зрения Очумелова, что руководит его поведением?
- Выделяем в тексте двумя разными цветами две разные роли Очумелова.

- Как можно охарактеризовать эти роли? (здесь говорим и об "ограниченности чином")
- Какая роль близка детям, а какая отталкивает?

Итог подэтапа: выводы ребят о том, что способствует перемене в поведении Очумелова. Понимание, что в нем живет вторая – рабская сущность.

Второй подэтап

Работа с конкретными деталями. Заострить интерес на "течении" диалога (суть его, детали вокруг) посредством следующих вопросов/заданий:

1. Почему щенок не рычит и не лает (тактика нападения; а вместо этого "в его слезящихся глазах выражение тоски и ужаса"), несмотря на то, что он "ни с того ни с сего за палец" Хрюкина?

СобакаСобака

На экране картинка милой, безобидной собачки. (делают вывод о том, что она никому зла причинить не могла)
2. Даем две реплики из диалога Очумелова и Хрюкина (вернее, просим обратить на них внимание): как они говорят?

- По какому это случаю тут? - спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу.
- Почему тут? Это ты зачем палец?
- Кто кричал?

- Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... - начинает Хрюкин, кашляя в кулак.
- Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец...
- Вы меня извините, я человек, который работающий...

- Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевельну...
- Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть...
- Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...

3. Какая внешняя деталь обнаруживает сходство Очумелова с хамелеоном? (Елдырин то снимает, то надевает на Очумелова пальто)

Тут нам помогут те картинки, которые были на первом подэтапе. (там Очумелов то в пальто, то без него)

4. Как фамилии героев связаны с их поступками? Как в литературе называются такие фамилии? (на экране ребус, в котором ответ "говорящие")

Ребус

Здесь обращаем внимание еще и на зооуподобление. (Хрюкин)

Говорящие фамилииГоворящие фамилии

Итоги подэтапа: ребята знакомятся с приемами комического у Чехова (зооуподобление, говорящие фамилии, деталь, ограниченность чином). Создается представление о героях и их мировосприятии.

Третий подэтап

Организовываем обсуждение в парах: "Кто же все-таки Хамелеон?" и "Каким образом мы чувствуем авторское отношение?"

Итоги подэтапа: учащиеся формируют свое отношение к Очумелову, обосновывая его.

Посткоммуникативный этап

Совместное обсуждение вопроса "О ком говорится в названии рассказа?"
Почему такое мировосприятие достойно осмеяния? (ведь рассказ у нас юмористический)

Осознание ценности личности (вне зависимости от каких-либо социальных иерархий) посредством вопроса: вспомните литературных героев (или героев любимых фильмов), которые уважали свое право быть Человеком, что помогало им быть стойкими?
Самостоятельное задание

Найди слова по теме "Приемы комического в рассказах Чехова", учти, что названия некоторых приемов состоит из двух слов, поэтому тебе нужно будет отдельно найденные слова соединить в словосочетание.

Найди слова

Домашнее задание

Создать свой текст, в котором у каждого персонажа была бы фамилия, передающая важнейшую черту его характера. (говорящая фамилия)

Размер:
184.75 Kb
Скачали:
14