Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова "Бородино" - яркий памятник русскому патриотизму и духовной силе народа.
На уроке ребята узнают о значении Бородинского сражения, потренируются в выразительном чтении, разовьют навыки анализа поэтического текста и осознают, почему память о героях 1812 года важна для каждого из нас.
Цель урока: познакомить учащихся с художественным изображением Бородинского сражения и показать духовную мощь русского народа в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино".
Задачи:
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
- Что вы знаете о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова?
- Какие замечательные произведения этого поэта вы читали ранее?
Будучи в Москве, юный поэт бродил по ее улицам со своим учителем Зиновьевым, который хорошо знал и любил древнюю столицу России. Он рассказывал о ее прошлом, о войне 1812 года и о людях, сражавшихся за Москву.
Иногда по винтовой лестнице вдвоем они забирались на самый верх колокольни Ивана Великого и оттуда смотрели на Москву.
Когда Лермонтову было 16 лет, он написал стихотворение "Поле Бородина", в котором заверял, что "скорей небес погаснут очи, чем в памяти сынов" изгладится великое сражение. Спустя два года он посвящает этому событию стихотворение "Два великана".
В год 25-летия Бородинской битвы (1837) Лермонтов создал прекрасное стихотворение с коротким названием "Бородино". Поэт очень рано осознал, что народ - главная опора и защита России. Именно эта идея владела им, когда он писал свое "Бородино".
С тех пор прошло много лет, но лермонтовское произведение продолжает восхищать художественным совершенством, искренностью патриотического чувства автора.
- Почему Михаил Юрьевич Лермонтов проявлял интерес к истории своей страны, к ее прошлому, особенно к событиям Отечественной войны 1812 года?
- Что подтолкнуло поэта к написанию стихотворения "Бородино"?
- Сколько лет тогда было Лермонтову?
- Почему эпиграфом к изучению стихотворения "Бородино" являются слова поэта о Москве?
- Расскажите, что вы узнали о Бородинской битве. Кто с кем воевал?
- Кто и почему одержал победу в этом сражении?
(сообщение учащегося)
12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца русские войска отступали. 26 августа под Бородином произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры и громкую славу победителей.
В русской армии, которой командовал М.И. Кутузов, отслужили торжественный молебен и пронесли вдоль войск чудотворную Смоленскую икону Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит, и всей страны…
Оценивая результаты битвы, русский генерал Ермолов скажет: "У Бородино французская армия расшиблась о русскую".
Задание учащимся: пронумеровать карандашом строфы стихотворения.
Сочетание нескольких приемов:
Комментарий: после чтения стихотворения учащиеся определяют, что стихотворение – это диалог двух солдат: старого, участника событий 1812 года, и молодого воина.
Кроссворд "Историзмы и устаревшие слова в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"
Ученики подбирают толкование слов, из которых составлен кроссворд, на страницах учебника: редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер, хват, булат, уланы, драгуны, басурманы.
а) выяснение первых впечатлений
- Какие картины боя вас поразили больше всего?
- Рассмотрите репродукцию картины Ф.А. Рубо "Бородинская битва". Обратите внимание напередний план картины. Как художник передает напряженность боя?
- Догадайтесь, что происходит на среднем и заднем планах?
- В каком месте сражения мог быть старый солдатрассказчик?
б) углубление и расширение первых впечатлений
1) Анализ описания Бородинского боя. Эвристическая беседа.
- Что побуждает солдата к воодушевленному, страстному монологу?
- С каким чувством рассказывает участник сражения о полковнике?
- К чему призывает полковник своих солдат? Какой смысл он вкладывает в слово "Москва"?
- Как Лермонтов изобразил Бородинский бой?
- Как меняется картина боя в каждой новой строфе?
- Почему Лермонтов называет русских солдат богатырями?
2) Вопросы и задания (работа в группах)
- Какое чувство выразил М.Ю. Лермонтов в этом стихотворении?
- Какие картины, нарисованные поэтом, вы хотели бы изобразить словами, карандашами, красками?
- Почему рассказ о Бородинской битве М.Ю.Лермонтов доверил солдату - участнику сражения? Что этим достигается?
- Прочитайте стихотворение, обратите внимание на его интонацию. Как и почему меняется настроение рассказчика?
3) Культура речи. Задание исследовательского характера
- В стихотворении, как вы заметили, есть разговорные выражения ("у наших ушки на макушке") и торжественные ("и вот на поле грозной сечи ночная пала тень").
- Найдите их в тексте и объясните, как они помогают понять характер рассказчика и значение Бородинского боя.
4) Слуховой образ боя
- Читайте медленно и вслушивайтесь. Какие ассоциации вызывает данный звуковой ряд?
Звучал булат, картечь визжала…
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
- Давайте оценим Бородинское сражение, подобрав прилагательные-эпитеты к каждой букве слова "битва".
- А победил в ней солдат – простой народ!
Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок из стихотворения наизусть.