Интегрированный урок литературы и музыки в 5 классе "О подвигах, доблести, о славе..."

Цель и задачи урока:

  • расширить знания детей о Великой Отечественной войне;
  • познакомить со стихотворением А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста", выявить особенности языка в изучаемом произведении;
  • выявить особенности жанра реквиема на примере произведения "Наши дети" Д. Кабалевского, образа защитника Отечества в различных видах искусства: музыке, живописи, литературе;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: картины с изображением боев Великой Отечественной войны, учебники музыки и литературы, музыкальные записи, звукозаписи, выставка книг о войне, рисунки детей, презентация.

Ход урока

Вступительное слово учителя о войне

- Мирно жили наши люди, трудились, растили детей. Но 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно, без объявления войны напала на нашу страну. Границы нашей Родины были нарушены.
- Фашистские самолеты бомбили наши города и деревни. Танки с крестами на броне разрушали все на своем пути.

- Под мощным и внезапным ударом наша армия вынуждена была отступать. Гитлеровские солдаты убивали мирных жителей. На защиту страны поднялся весь народ.
- Выражая всенародное чувство, поэт Лебедев-Кумач сочинил стихотворение "Священная война", а композитор Александров положил его на музыку.
- Уже на третий день войны с Белорусского вокзала на фронт уходили эшелоны под звуки этой мужественной песни. (Ученики исполняют 1 куплет песни)

Сообщение об Александре Трифоновиче Твардовском

- Больше тысячи писателей и поэтов ушли на войну, чтобы рассказать о ней правду. Среди них был и Александр Твардовский.

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) — русский советский писатель, поэтАлександр Трифонович Твардовский (1910-1971) — русский советский писатель, поэт

- Он родился в 1910 году на Смоленщине, в крестьянской семье, его отец был кузнецом.

- Отец любил литературу, дома были книги, и будущий поэт рано познакомился с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова. Стихи он начал сочинять рано, еще не зная букв.
- Затем была учеба в школе, он с отличием закончил Московский институт истории, философии и литературы.
- На фронте Твардовский был с первого до последнего дня, и поэтому хорошо знал то, о чем писал.

Чтение наизусть стихотворения "Рассказ танкиста"

- Какие чувства вызвало стихотворение? (страха, гордости, интереса, опасности)

Словарная работа

- Как вы понимаете строки и словосочетания...

Все нынче как спросонку? (Спустя много времени кажется, что тяжелый бой приснился во сне)

  • ... бедовый, из тех, кто главарями у детей? (Шустрый, смелый мальчишка. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях)
  • ... гвоздит - не выглянуть из башен? (Немецкая пушка беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка)
  • ... за каким домишком он примостился. (Неизвестно, где скрывался враг)
  • ... катим вчетвером. (Командир, пулеметчик, водитель и... мальчик)
  • ... заходим в тыл и полный газ даем и эту пушку заодно с расчетом мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем (Уничтожили врага. Танкисты зашли в тыл немецкой пушки и на полном ходу раздавили ее)
  • ...расчет. (Группа солдат, обслуживающих пушку)

- Какие слова еще остались непонятными? (ответы учащихся)

Работа по содержанию стихотворения

- Кто из героев стихотворения привлек ваше внимание? (мальчик)
- Как вы думаете, зачем автор в начале стихотворения описывает мальчишек прифронтовых городов и деревень? (хотел рассказать, что каждый ребенок хотел принести пользу)

- Что мы узнаем о мальчике? (ему 10-12 лет, он бедовый, то есть часто возглавляет детские компании. Внешность мальчика не описывается, мы видим только рубашонку пузырем)
- Найдите и прочитайте, с какими словами он обратился к командиру танка.

Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
А дайте я поеду на танке с вами.
Прямо приведу.

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой? (Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни)
- Найдите и прокомментируйте описание боя.

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит - не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.

- Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.
- Чем же закончился бой?

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

- Почему стихотворение называется "Рассказ танкиста"? От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и другие)

- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг - защищал Родину. Он узнал бы теперь этого мальчика среди тысячи лиц, но найти его невозможно)

- Какова идея этого стихотворения? (Твардовский хотел сказать, что во время войны каждый ребенок хотел принести пользу)

- Как автор относится к своему герою? Прочитайте эти строки. (Влезай сюда, дружище!)

Работа в группах

- Работая в парах, разделите текст на 3 части, озаглавьте каждую часть и приготовьте выразительное чтение ее.

1 часть - 3 строфы. Воспоминание танкиста.
2 часть - 5 строф. Подвиг мальчика. Художественный прием аллитерации. (Повторение звуков ж, ш, р, с)
3 часть - 2 строфы. После боя.

Обобщение по стихотворению

- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково. (кольцевая композиция)
- Как вы думаете, почему? (Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу)
- Почему у героев стихотворения нет имен? (Тем самым автор говорит нам, что таких героев было много)

Беседа по картине Ю.М. Непринцева "Отдых после боя"

Картина на интерактивной доске.
- Танкист мог рассказать о нем во время отдыха между боями, на привале.

Во время отдыха, на привале солдаты слушали игру на гармошке и пели песни военных лет. (Сценка "На привале". Ученики исполняют куплеты песен "В землянке", "Темная ночь", "Огонек")

Героическая тема в музыке разных жанров

- О героических подвигах наших предков рассказывают многие произведения различных музыкальных жанров.

- Какие вы знаете жанры произведений, рассказывающие о подвигах? (Канты петровской эпохи, прославляющие победу русского оружия, симфония "Богатырская" А.П. Бородина, опера "Война и мир", кантата "А. Невский" С.С. Прокофьева, опера "Иван Сусанин" М.И. Глинки, опера "Князь Игорь" А.П. Бородина, симфония № 7 (Ленинградская) Д.Д. Шостаковича)

Военная тема в графике

- "Гравюра" - это печатный оттиск на бумаге с пластины или доски, на которую нанесен рисунок.
- Кроме музыкальных жанров, есть еще и графические произведения, которые рассказывают о подвиге советских солдат в Великой Отечественной войне, литовского художника-графика С. Красаускаса.

- Рассмотрите графические рисунки из цикла "Реквием". Так называются его гравюры, посвященные советским воинам. Контраст белого штрихового рисунка и черного фона придают образам гравюр динамичность, стремительность, трепетность.

- Вот что написал он сам в предисловии к своей книге гравюр: "Никогда не забудет мир подвига советского Воина.
- Он сражался, пал и остался с нами как напоминание о великом нашем долге перед Родиной, Прогрессом, Человеком.

- Ему, вечно живому, посвящаю этот свой цикл." Думаю, мои комментарии тут излишни. Просто посмотрите.
- Какую идею художник воплотил в них? Что они изображают? Их темы? (Память. Жизнь и смерть. Война и мир. Любовь и смерть)

"Реквиемы" в музыке, поэзии и графике

"Реквием" - так назвали свои произведения композитор Д. Кабалевский, поэт Р. Рождественский, художник-график С. Краснаускас. Литература, музыка, графика - каждое искусство по-своему раскрывает отношение к подвигу солдат.

"Реквиемы" написаны таким ярким языком, который можно сравнить с языком плаката: броские, запоминающиеся, выпуклые образы этих произведений воплотили идею, которую можно выразить словами Р. Рождественского: "Памяти павших будьте достойны!"

Дети выходят и читают 2 отрывка из "Реквиема" Рождественского. В первом звучит призыв к современным читателям: "Убейте войну, прокляните войну!" Во втором отражается надежда на солнечные дни, вера в будущее без войны. Это 10 и 7 главы.

- Ребята, первая часть стихотворения, которую вы услышали, была драматичной, трагической. А вторая - светлая, лирическая, жизнеутверждающая, оптимистическая.
- Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из "Реквиема" Кабалевского "Наши дети" и "Помните". Сравните, пожалуйста, эти фрагменты по содержанию и характеру музыки.

- Кто поет в самом начале? Каков характер музыки? Присутствует ли здесь принцип контраста? Меняется ли в нем настроение? Как звучит музыка в конце произведения?

Ответ: В первой части поют солисты, звучит мужской баритон и женский сопрано. Эта музыка строится на принципе контраста и по мере развития приобретает все более драматический характер и заключительный раздел звучит победно и уверенно.

Этим концертом дирижирует сам композитор Д.Б. Кабалевский, который говорил: "Музыка учит людей понимать друг друга!

Поэт Р. Рождественский, композитор Д. Кабалевский, художник-график С. Краснаускас проклинают войну, призывают к борьбе за мир, за светлое будущее детей. За это сражались солдаты в годы Великой Отечественной войны. Сочиним им стихотворение по рифме.

Сочинение стихотворения по рифме

  • … героям,
  • … солдатам,
  • … подарили
  • … в сорок пятом!

Завершение урока песней "Весна сорок пятого"
(авторы М. Ясень, И. Лученок)

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Твардовского "Рассказ танкиста", параграф "О подвигах, о доблести, о славе…" стр. 144-147 учебника музыки.

Размер:
19.32 Kb
Скачали:
10